Дерек Принс Мужья и отцы Часть 1, 2

Открывая заново предназначение Творца для мужчин.

Предисловие доктора Эдвина Льюиса Коула 

Люди слушают то, что вы говорите, но учатся из того, кто вы есть. Вы вполне можете в этом убедиться, когда читаете или слушаете Дерека Принса. Он вкладывает всю свою жизнь в труд, и мы все извлекаем из этого пользу.
Дерек написал книгу для мужей и отцов, которую следует прочитать не только им самим, но и всей семье. Да благословит его Бог за то, что он делает истину Божью доступной для всех нас.

Доктор Эдвин Льюис Коул,
основатель и президент Христианского Мужского Служения

Часть I. О личном

Глава 1. Как я стал отцом

Оглядываясь на свое детство и ранние годы моей жизни, мне самому удивительно застать себя за написанием этой книги. Очень немногое из того периода могло сделать меня подходящим для такой задачи.

Я родился в семье британского военного, и у меня не было ни братьев, ни сестер. Каждый родственник мужского пола, с которым я был знаком, был офицером Британской армии. В возрасте 9 лет, подобающим образом одетого в твидовый костюм и шляпу - котелок, меня отправили в подготовительную школу. После этого я продолжил учебу в Итоне, а затем в Королевском колледже в Кембридже. В течение пятнадцати лет я посещал различные школы-интернаты. За все это время я не проводил дома больше трех месяцев в году. По истечении пяти лет, проведенных в Кембридже, я написал диссертацию “Эволюционный метод определения Платона” и был избран членом совета Королевского колледжа.
В течение всех лет, пока я получал образование, у меня никогда не было учителя-женщины. В Кембридже у меня были друзья - девушки, но внутренняя сущность женского существа оставалась для меня загадкой, которую я и не пытался особенно разгадать.

Но в ситуацию, обещавшую небогатую событиями карьеру в разряженной атмосфере большого университета, бесцеремонно вмешалась вторая мировая война. Когда пришло время моего призыва в вооруженные силы, я выбрал нестроевую службу в Британском королевском армейском медицинском корпусе. В армии я решил продолжить свою академическую карьеру, изучая Библию, к которой я отнесся исключительно как к труду по философии. Во многих местах Библия казалась мне трудной для понимания, но я был решительно настроен полностью прочитать ее от Бытия до Откровения. Тогда бы у меня была соответствующая позиция, чтобы высказать о ней свое авторитетное суждение.

Спустя девять месяцев, где-то на книге Иова, я пережил неожиданную встречу с Автором Библии, Который открыл мне Себя через Личность Иисуса Христа. Эта встреча коренным образом и навсегда переменила курс моей жизни. В конце концов, я вспомнил, как Платон сам признавал: “Мы не имеем слова от Бога”, - в то время как Библия ясно претендует на то, чтобы быть именно Им - Словом Божьим. Чем больше я изучал это Слово и применял Его к своей ежедневной жизни, тем больше я убеждался, что Оно на самом деле было Божьим откровением человеку о Себе Самом.

Вскоре армейское руководство послало меня на Средний Восток. Проведя три года в пустынях Египта, Ливии и Судана, я получил назначение в Иерусалим. Там я встретил школьную учительницу - датчанку Лидию Кристенсен и женился на ней. Лидия была преуспевающей учительницей в государственной образовательной системе Дании, когда Бог призвал ее оставить все и поехать в Иерусалим. Там она открыла дом веры для детей-сирот.
Когда мы поженились с Лидией, вместе с ней в нашу семью вошли восемь девочек-сирот, для которых она стала приемной матерью и за которых я принял, с того времени и далее, ответственность отцовства. Шесть из этих девочек были еврейками, одна арабка и одна англичанка. Самой старшей было восемнадцать лет, а самой младшей три.
Будучи выходцем из семьи, где я был единственным ребенком, я неожиданно для себя оказался в необычной ситуации - стал единственным мужчиной, ответственным за десять женщин: Лидию, ее восемь девочек и няню - арабку Джамилю. Каждый из нас должен был усиленно приспосабливаться к новым отношениям. Были времена, когда я чувствовал, что та ответственность, которую я принял на себя, была слишком велика. Вне всяких сомнений, Лидия тоже наверняка время от времени задавалась вопросом, насколько правильным было ее решение выйти за меня замуж. Но каким-то образом любовь и благодать Божья всегда выводили нас из всех сложных ситуаций.

В дополнение ко всем этим притиркам в наших отношениях мы с Лидией сталкивались с различными внешними давящими обстоятельствами. В первые два года нашего супружества мы были захвачены войной, окончившейся возникновением государства Израиль. За это время нам дважды приходилось убегать из дома посреди ночи, чтобы спастись. Мы так и не смогли вернуться ни в один из наших домов.
В определенный момент нас разлучили с четырьмя старшими девочками, но Бог держал на нас Свою руку и снова собрал всех вместе, как единую семью, в Англии.
Позднее, когда все уже выросли, кроме двух самых младших девочек, мы с Лидией прожили пять лет в Кении, где я работал директором подготовительного колледжа для африканских учителей. В это время мы удочерили девятого ребенка - африканскую новорожденную девочку. Ее мать умерла во время родов, и ребенка нашли брошенным на земляном полу в африканской хижине.

Три года спустя Лидия была призвана Господом домой. Я женился во второй раз на Руфи. Мы прожили в браке двадцать лет, пока Господь не призвал домой и Руфь. Она добавила к нашему союзу еще троих приемных детей. Все они были евреи. И теперь я прихожусь отцом дюжине детей!
Будучи теплой и общительной по характеру, Руфь быстро завоевала любовь всех членов моей семьи. Она так же привнесла особенные организаторские и редакторские способности, которые чудесным образом дополнили мое собственное служение учителя Библии. За двадцать лет нашего супружества мое служение расширилось так, как я никогда даже и не мог предположить. Через книги, аудио - и видеокассеты, трансляции по радио и телевидению мое библейское учение достигло всех континентов, включая даже Антарктику. Работники моего офиса говорят мне, что теперь мы посылаем наши материалы в каждую страну, с которой почтовая служба США имеет связь. Мои книги были переведены на шестьдесят иностранных языков.

Наша семья продолжает расти так, что за этим трудно уследить. Включая прибавления, происходящие благодаря вступлению в брак или рождению детей, наша объединенная семья в данный момент насчитывает около ста пятидесяти человек! Сейчас члены нашей семьи проживают во многих странах: в Израиле, Британии, Канаде, Соединенных Штатах и Австралии. Наша большая семья так сильно разбросана по миру, что мы не всегда можем сохранять близкий контакт друг с другом, как хотелось бы. Но, несмотря на это, у нас есть чувство, что мы одна семья.
Я не был совершенным мужем, как не был и совершенным отцом, - вне всяких сомнений. Но в целом моя семейная жизнь была счастливой и успешной, за что я воздаю Богу всю славу. Из моей семейной жизни я извлек множество уроков, которыми (я верю, что Бог этого желает) хочу поделиться в этой книге.
Я оборачиваюсь и на тот период в своем служении, когда я подошел опасно близко к тому, чтобы упустить Божий план для моего брака и семьи. В то время я постоянно путешествовал от одного места служения к другому, от конференции к конференции, проповедуя большому количеству людей и получая от них хорошие отзывы. В один из вечеров на конференции я услышал слова одного проповедника: “Эксперт - это человек с портфелем, находящийся вне своего дома”. Эти слова пронзили мое сердце, словно стрела. Я подумал, насколько точно они описывают меня: “Я - человек вне дома с портфелем в руках. Все считают меня экспертом, но что фактически происходит в моем доме?”
Бог поставил передо мной совершенно новую задачу, сущность которой заключалась в том, чтобы я, прежде всего, стал искать успеха как муж и отец, чтобы позднее преуспеть в любой другой области.

Итак, я начал анализировать свои собственные мотивы. Почему я проводил так много времени в поездках? Почему я так стремился бывать на всех этих служениях? В конце концов, я распознал в своих мотивах большой элемент личных амбиций: я наслаждался, когда стоял на сцене перед большой аудиторией, я наслаждался своей репутацией “помазанного” проповедника.
Оборачиваясь на долгие годы своего публичного служения, я осознал, что меня временами больше заботила собственная репутация проповедника, чем какие-то личные и эмоциональные потребности Лидии. Иногда мой успех как служителя интересовал меня больше, чем благополучие моей семьи.
По милости Божьей в нашей семье не произошло серьезного кризиса. Кстати сказать, часто члены моей семьи были преданы мне больше, чем я того заслуживал. Сегодня я постоянно благодарю Бога за всех их! В конечном итоге, я стал видеть, что стремление удовлетворить личные амбиции за счет пренебрежения семейной жизнью, является серьезной проблемой в жизни многих людей. Некоторые считаются преуспевшими в жизни, а некоторые сами считают себя успешными людьми. Однако их внутреннее основание - сосредоточенность на себе и эгоизм - удерживает их от теплого, открытого взаимного общения, которое является сущностью плодоносных взаимоотношений в семье.
Явного кризиса в семье может и не быть, и не появится мысль о том, чтобы расторгнуть брак. И, тем не менее, семья, возможно, не дает ни чувства защищенности, ни удовлетворения, в которых нуждаются ее члены. Очень часто у отца бывает столько обязательств вне дома, что он даже не осознает, что он теряет свою семью.
Я пришел к выводу, что многим мужчинам в современной культуре необходимо посмотреть в лицо этой проблеме. Они могут иметь успех в различных сферах: в качестве президентов банков или врачей, или юристов, или компьютерных специалистов, или в игре в гольф. Они даже могут иметь успех в христианском служении, но при этом быть неудачниками в своих собственных семьях.

Я хочу сказать вам, что преуспеть в разных областях, и при этом потерпеть неудачу в качестве мужа или отца, в Божьих глазах означает потерпеть неудачу в целом. Никакой успех в любой другой области не сможет компенсировать это поражение.
Я говорил уже много раз, что сегодня проблема номер один в обществе - безответственные мужчины, мужчины, которые потерпели крах в своих двух основных обязанностях, - как мужья и отцы.

Вы можете прочесть всевозможные книги о семье, но не сможете построить по-настоящему успешную семью до тех пор, пока не поймете две основные роли: мужа и отца. Эти два понятия являются самым важным основанием, на котором можно построить действительно счастливую и гармоничную семью. 
Цель этой книги - объяснить в простых и доступных словах, что же на самом деле требуется, чтобы быть успешным мужем и отцом. Вы можете оттолкнуться от этого основания, чтобы достичь настоящего успеха в любой другой области. Но превыше всего вы будете благословением для самых близких вам людей - жены и детей.

Часть II. Мужья

Глава 2. Супружество - это завет

Прежде, чем начать разговор о мужьях, необходимо заложить правильное его основание. Давайте начнем с понятия о браке, потому что только через супружество мужчина становится мужем.
Существует три самых важных постоянных типа взаимоотношений, доступных людям:

1. отношения верующего с Богом;
2. отношения между супругами;
3. отношения верующих друг с другом.

Дети, являющиеся плодом завета между мужем и женой, входят в рамки завета, заключенного перед Богом их родителями.
Основанием каждого из этих типов отношений является завет - самая важная связующая форма обязательств, которые описывает Библия. Длительные отношения на основании библейских принципов невозможно построить, минуя завет. Два основных отрывка Библии показывают, что супружество является заветом. В книге Притчей говорится, что мудрость “…спасет тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего”. (Притчи 2:16,17) Этот отрывок говорит о том, что женщина, которая неверна своему мужу, забывает или нарушает завет, который она заключила с ним. Таким образом, супружество является заветом между мужчиной и женщиной, заключенным перед Богом.

И снова, в книге Малахии, Бог говорит о браке как о завете. Израильтяне жаловались: “Мы все время молимся, мы все время пребываем в Храме, так почему, Бог, Ты не отвечаешь на наши молитвы?”. Бог отвечает: “Вы скажете: “за что?”, за то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная (по завету) жена твоя”. (Малахия 2:14) 
Итак, в этом отрывке Бог обращается к мужьям, которые поступают “вероломно” по отношению к своим женам, что на современном языке означает супружескую измену. Бог говорит: “Неважно, насколько часто вы молитесь или сколько времени вы проводите в церкви. Если вы неверны обязательству завета по отношению к своей жене, Я не буду слушать ваши молитвы”. Бог заявляет, что такие мужчины являются нарушителями завета.
Таким образом, как для мужчин, так и для женщин, неверность взятым на себя брачным обязательствам является нарушением завета. Именно поэтому прелюбодеяние является гораздо более серьезным грехом, чем блуд. Блуд - это сексуальная распущенность между двумя не состоящими в браке людьми. Он является грехом, но не нарушает завет. Совершая же прелюбодеяние, стороны нарушают завет. Именно это делает прелюбодеяние чрезвычайно серьезным грехом.

Тайна завета

Завет является одним из Божьих таинств. Никто не может понять завет в библейском его смысле, кроме как через откровение. Только Бог может дать нам способность понять посредством Писания, что такое завет. Автор псалма говорит: “Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Псалом 24:14).
Итак, завет является одной из Божьих тайн, которые Он открывает только боящимся Его. Именно боящиеся Бога люди могут познать завет и вступить в него.
В Послании к Ефесянам 5:22-31 Павел говорит, что супружеские отношения между мужем и женой являются прообразом отношений между Христом и Его Церковью. Затем он добавляет: “Тайна сия велика…” (стих 32) Мы должны понимать особое значение слова “тайна”, которое Павел использует в этом отрывке.

Во времена раннего христианства люди имели то, что они называли “тайными религиями”. Эти религии предлагали особенные тайны только для тех, кто проходил через тщательно сохраняемый обряд посвящения. Кто не проходил этот обряд, не мог узнать их тайн. Следовательно, когда Павел говорит о супружестве как о “тайне”, он подразумевает, что мы не можем понять его истинную сущность, если не прошли через соответствующий обряд посвящения. Этот обряд совершается, когда через брачную церемонию мужчина и женщина вступают в завет друг с другом перед Богом. Они могут открыть истинную природу супружества только через готовность взять на себя брачные обязательства. Пары, не желающие выполнить это условие, могут испытать юридический и физический аспекты супружества, но его истинная природа останется для них закрытой. Оно все еще остается таинством. 
Нам следует также помнить, что супружество не является просто социальным контрактом на человеческом уровне. Первоначально и прежде всего супружество является библейской идеей. Чтобы вступить в таинство брака, мы обязательно должны понимать, что Библия имеет в виду под словом “завет”. Поэтому нам будет полезно кратко изучить принципы, относящиеся ко всем заветам в Библии.

Принципы завета

Давайте посмотрим на Божье откровение о завете в отрывках Писания, взятых из Псалмов, Послания к Евреям и книги Бытия.
Приведенный ниже отрывок из Псалмов открывает нам, с какими людьми Бог вступает в завет: “Он (Господь) призывает свыше небо и землю, судить народ Свой “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. (Пс.49:4,5) Кто есть Божьи святые? Библия говорит, что это такие люди, которые заключили с Ним завет на основании жертвы. Каждый завет должен быть основан на жертве.

На еврейском языке, более дословно вы “разрезаете” завет, а не “вступаете” в него. Это слово вызывает образ острого ножа и пролития крови, является всего лишь еще одним напоминанием, что завет подразумевает жертву, а жертва подразумевает пролитие крови.
В Послании к Евреям 9:16-17 автор говорит, что завет или завещание вступает в силу только после смерти человека. Но греческое слово “диатеки”, переведенное на русский язык как “завещание”, на разговорном греческом языке означает “завет”. Переведенный таким образом этот стих Писания открывает нам факт огромной важности, касающийся идеи завета: “Ибо, где завет, там необходимо, чтобы последовала смерть того, кто в него вступил. Потому что завет действителен после смерти участника завета и не имеет силы, когда вступивший в него жив”. (Досл. перевод с англ.)

Таким образом, когда вы заключаете завет, то, в сущности, подписываете свой собственный смертный приговор. Это - очень серьезное событие, пожизненное обязательство. Мы видим действие заветных отношений в жизни Авраама. У Господа и Авраама были замечательные личные отношения. Однажды ночью Господь показал Аврааму, что Он даст ему в наследие землю Ханаана. Авраам спросил Его: “…почему мне узнать, что я буду владеть ею?” (Бытие 15:8) Бог ответил Аврааму: “разрезав” с ним завет. Другими словами, конечное обязательство, которое возлагает на себя Бог в любом вопросе, - это вступление в завет.
При “разрезании” этого завета Авраам получил наставление от Бога сделать нечто типичное в те времена на Среднем Востоке - зарезать определенных жертвенных животных, затем рассечь их туши на две части и разместить на некотором расстоянии напротив друг друга. Затем каждая сторона, вступающая в завет, проходила между этими частями жертвенных животных. Писание не говорит о том, как Авраам проделал это, но описывает, как это сделал Бог: “Когда зашло солнце, и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными”. (Бытие 15:17)

В этом пламени огня Господь прошел между рассеченными жертвами. Послание к Евреям 12:29 напоминает нам, что “наш Бог есть огонь поядающий”.
Что означал акт прохождения между рассеченными жертвенными животными? Как только вы прошли между жертвами и посмотрели на них, вы говорите: “Эта смерть была моей смертью; теперь, с этого момента, я умираю для себя и живу для того, с кем я нахожусь в завете”. Авраам отрекся от своей жизни, чтобы жить в завете с Богом. Но помните, что Бог сделал для Авраама то же самое.

Каждый участник завета может выдвинуть требования на все, что имеет другой участник завета. Так это и случилось позднее, когда на основании завета Господь сказал Аврааму следующее: “…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и принеси его во всесожжение Мне на месте, о котором Я скажу тебе”. (Бытие 22:2)
Авраам был хранителем завета. Он не стал спорить или медлить и ответил: “Хорошо, Бог. Вот он я. Я пойду на это место и предложу тебе жертву”. И рано утром на следующий день Авраам отправился в назначенное место. В самый последний момент, когда Авраам уже занес руку, чтобы вонзить нож в своего сына, Господь проговорил к нему: “Хорошо, Авраам, тебе не нужно этого делать. Теперь я знаю, что ты боишься Меня, потому что не пожалел для Меня своего единственного сына”. Это и есть завет!

Но это еще не конец истории. Спустя около двух тысяч лет Господь сказал: “Авраам и его потомки нуждаются в жертве. Есть только одна личность, которая может стать такой жертвой - Мой Сын. Авраам предложил Мне своего сына. Теперь Я предлагаю Своего Сына ему.” Это было второй половиной завета, который вступил в силу на горе Мориа. Чтобы исполнить обязательство завета, в который вступил Бог Отец, Он отдал Своего Сына Иисуса на Голгофу в качестве конечной, вседостаточной жертвы за грех.
Рассматриваемая в таком свете, история становится осуществлением заветов Бога с Его народом. Мы не можем переоценить всю важность и серьезность завета.
Теперь давайте применим вышесказанное к брачному завету. Когда христианин и христианка вступают в брак, они вместе проходят через жертву Иисуса на кресте. Каждый из них говорит, как сказал Павел: “…Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос…”. (К Галатам 2:19-20) После того, как они дали друг другу обещание, каждый оборачивается назад и смотрит на крест. Муж говорит: “Когда я прошел через эту жертву, я умер. Я отдал свою жизнь. Теперь я живу в своей супруге. Она является выражением моей жизни”. Жена говорит то же самое: “Когда я прошла через эту жертву, я умерла. Я больше не живу для себя. Теперь я живу для того человека, с которым я в завете”. Каждый полагает свою жизнь ради другого. Это является основанием христианского брака и единственным основанием, на котором супружество может быть по-настоящему счастливым.
Однако такое отношение является противоположностью тому, как многие люди сегодня относятся к браку. Именно поэтому так много семей распадается. Сегодня слишком многие вступают в брак, задаваясь вопросом: “Что я буду с этого иметь?”. С таким отношением ничего не получится. Библейское же отношение говорит: “Что я отдам?”. Так получится все!

Цель брачного завета

Адам не придумал брак. Он даже не знал, что ему нужна жена. Супружество зародилось в разуме Бога. Все правила брака, так же как и его конечное предназначение, были установлены Им.
Божьей целью супружества является единство между партнерами по браку. Но Библия делает ясным факт, что существует только одно основание для настоящего единства между людьми, неважно, мужчины это или женщины, - это завет.
Библия описывает супружество следующим образом: “Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть”. (Бытие 2:24)
Ключ к супружеству заключен в двух словах: “оставить” и “прилепиться”. Если вы не оставляете, то вы и не можете прилепиться. Если вы не желаете выйти из родительского гнезда и все начать по-новому, то вы никогда не сможете достигнуть истинного единства со своим партнером по браку.
В некоторых культурах браки распадаются, потому что культура учит, что мужчина должен прилепиться к своему отцу или матери, а не к жене. Подобная “преданность” ставит преграду между мужем и его женой.

Необходимо понимать, что супружество, каким оно описано в Библии, не является вопросом социальных традиций или культуры. Различные социальные традиции определяют, каким образом люди вступают в брак или каким должно быть его празднование. Например, на земле Израиля евреи следуют определенным обычаям в праздновании свадьбы, арабы следуют другим, а армяне - третьим. Все это разумно. Но основная сущность брака была определена Самим Богом в начале истории человечества: человек должен оставить своих отца и мать и прилепиться к жене. Это единственное основание, на котором мужчина и женщина могут достичь подлинного единства.

Сегодня распространено еще одно неправильное понимание брака. Многие люди говорят и ведут себя так, словно супружество является экспериментом. Это ошибочно. Супружество есть посвящение, а не эксперимент. Получается противоречие в терминологии, когда о браке говорят, как об “экспериментальном посвящении”. Бог высвобождает благодать, в которой нуждается мужчина или женщина, чтобы жить в единстве со своим партнером по браку, только через взаимное посвящение.

Пророческая сущность брака

Один волнующий факт, касающийся Библейского Бога, состоит в том, что Ему доставляет наслаждение открывать Себя людям. Откровение о Нем Самом является одной из самых больших драгоценностей, которые Бог предлагает нам. Библия является основным источником, через который приходит это откровение. Но, когда Бог выбирает явить Себя не только нам, а также через нас, - это становится еще большей привилегией. Бог часто действовал таким образом через пророков Ветхого Завета. Чтобы предупредить народ Иуды о грозящем ему плене, Бог сказал Иеремии наложить себе на шею ярмо (см. Иеремия 27:2). Для того чтобы показать неминуемый захват Иерусалима Вавилонской армией, Бог сказал Иезекиилю прорыть отверстие в стене и изобразить человека, бегущего из осажденного города (см. Иезекииль 12:4-5). Чтобы показать Свою прощающую любовь к Израилю, Бог сказал Осии жениться на проститутке (см. Осия 1:2). Можно привести множество подобных примеров.

Итак, один из способов, благодаря которому мы можем быть задействованы в пророчестве, это не то, что мы просто произносим пророческие слова, но то, что мы показываем нашими действиями. При рассмотрении христианского брака в таком свете супружество приобретает характер прекрасного пророческого послания.
Личные отношения между мужем и женой демонстрируют прежде всего силу единства, которого можно достичь только при заветных отношениях.
Есть еще более прекрасное послание, доносящее всем окружающим сущность настоящего христианского супружества. В Послании к Ефесянам 5:25 Павел говорит: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее”. Муж-христианин пользуется привилегией являть жене такую же жертвенную, отдающую всего себя любовь, какой Христос возлюбил Свою Церковь.

С другой стороны, в этом же Послании к Ефесянам 5:24 Павел говорит: “Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем”. Жена-христианка в своих отношениях с мужем пользуется соответствующей привилегией являть ему такую же любовь, полную почитания, какую Церковь имеет ко Христу, ее Господу.
У современного общества нет времени, чтобы практиковать такие отношения, которые проистекают из жизни, пожертвованной для другого человека. Тем более важно, чтобы христиане своими супружескими отношениями с верностью являли отношения любви между Иисусом и Его Церковью. Иногда свидетельство нашей жизни может быть более эффективным, чем слова наших уст. Как и пророки Ветхого Завета, мы можем доносить пророческое послание не просто своими словами, но также нашими поступками.

Глава 3. Роль мужа

В самом начале человеческой истории Бог возложил на Адама, первого мужа, особенную ответственность: “И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его”. (Бытие 2:15) Английский и русский языки не доносят полного значения слова, переведенного как “хранить”. Оно происходит от слова, которое, в сущности, означает “охранять” или “защищать”. Современное еврейское слово “ночной сторож” произошло от того же корня. Бог возложил на Адама ответственность “охранять” сад. Охранять от чего? Чтобы никакой “полевой зверь” (Бытие 2:20), которому не было места в саду, не мог туда попасть.

Непосредственно следующая глава говорит, что Адам не исполнил этого поручения: змей, полевой зверь, проник в сад.

Затем Адам не исполнил еще одного поручения - защищать жену от коварного нападения сатаны. Писание не говорит нам, где находился Адам в тот момент, но ясно, что он оставил Еву одну.
В это время Ева добавила свой грех к греху мужа. Она вступила в разговор со змеем, поддалась его обольщению и вкусила от запретного плода. Она также дала от плода своему мужу, и он тоже ел.

Этот отрывок показывает, что первыми двумя грехами в человеческой истории были грехи бездействия. Адам потерпел неудачу не в том, что он сделал, а в том, чего он не сделал.
Грехи бездействия позднее привели к грехам неправильных поступков. Третий грех был совершен Евой, которая была обманута змеем, и съела от запретного плода. Она так же вовлекла в этот грех своего мужа, дав и ему съесть от плода. Основным грехом мужчины был грех безответственности. Затем грех безответственности Адама открыл дверь для греха неправильного поступка Евы.

Люди склонны думать, что грехи бездействия менее тяжки, чем грехи неправильных поступков. Но не так об этом говорит Писание. В Евангелии от Матфея 25:31-46 Иисус рассказывает пророческую притчу о суде над “овечьими” и “козлиными” народами в конце века сего. Он произносит над “козлиными” народами один из самых ужасающих судов, который вообще когда-либо произносился: “Идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его”. (41 стих) 
Что же сделали эти народы, чтобы навлечь на себя такое ужасающее осуждение? Ответ можно дать одним словом: “Ничего”. Они не дали есть, пить, не дали одежды, они не оказали милости. Однако за эти грехи бездействия были осуждены на вечное наказание.

Двойной промах Адама и Евы послужил примером, который повторялся в каждом последующем поколении. Основной, характерный грех мужчин, - не грех неправильного поступка, а грех бездействия. Они не принимают ответственность, во-первых, за своих жен, а затем, во-вторых, - и за свои семьи. Характерный грех женщин - выходить за рамки своей власти и захватывать области, где руководство принадлежит мужчинам.

Агрессивное движение феминисток является всего лишь позднейшим из длинного ряда дурных последствий, вызванных неправильным поведением, - как мужчин, так и женщин. Однако очень важно видеть, что первоначальный промах мужчин открывает путь для женщин, чтобы те покинули свое место и стали захватывать области, где руководство принадлежит мужчинам. На мой взгляд, проблема номер один на Западе - безответственные мужчины. Точно так же как и проблемой номер один у безответственных детей являются их безответственные родители.

Поражение Адама и Евы нарушило совершенство их отношений, которого Бог желал для них. Однако их ошибка не изменила основного принципа, на котором должны были строиться их отношения по замыслу Божьему. Я бы назвал эти отношения между ними отношениями инициативы и ответной реакции. Согласно этому образцу Адам, являясь мужем, нес ответственность за проявление инициативы, а Ева, его жена, была ответственна за то, чтобы правильно прореагировать в ответ.

Позвольте мне проиллюстрировать то, о чем я говорю, на достаточно земном примере, - примере полового акта. Мужчина может быть медлительным и пассивным, в то время как женщина может использовать все свои женские хитрости. Однако в конечном результате, если мужчина не проявит инициативу, то половой акт не состоится. (Это одна из причин, по которой феминистки начинают вести гомосексуальный образ жизни. Они отказываются быть зависимыми от мужской инициативы.) Я верю, что Творец предопределил, чтобы в каждой области взаимоотношений полов был такой порядок: роль мужчины - брать инициативу в свои руки, а роль женщины - отзываться на нее.

Однако в нашей современной культуре существует много аспектов во взаимоотношениях, где этот принцип инициативы и ответной реакции игнорируется. Мужчины безответственны в своих основных обязанностях, а женщины захватили в свои руки роль мужчин. Неизбежный результат, где бы то ни было: в семье, в стране, в обществе, можно описать одним словом: “разрушение”.

Обязанности мужа

В каких же основных областях муж должен проявлять инициативу? Новый Завет говорит о шести основных областях ответственности:

1. Любить свою жену

Это не совет или рекомендация. Это заповедь, которая очень ясно выражена в Послании к Ефесянам 5:25: “Мужья, любите своих жен…”. Иначе говоря, если вы не любите свою жену, то вы не послушны Писанию. Этот стих говорит так же о том, как вы должны ее любить: “…как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее”. Обратите внимание, что здесь говорится не о том, чтобы принимать любовь, а чтобы ее отдавать, т. е. имеется в виду любовь, которая жертвует собой. Именно муж должен брать на себя инициативу в том, чтобы отдавать себя жене.

В современной культуре сложилось мнение о любви, как о чем-то чисто эмоциональном. Но это неполное представление. Истинная любовь высвобождается через решение воли. В Псалме 17:2 Давид говорит: “Возлюблю тебя, Господи”. Давид принял решение. Любовь к Господу высвободилась через решение его воли. Более того, для выражения слова “любовь” Давид использует родственное еврейское слово, которое можно перевести как “внутренности” или “чрево”. Это именно то, что мы в современной речи называем ощущениями, идущими изнутри. Оно включало в себя как волю Давида, так и его эмоции. Именно такую любовь муж должен проявлять к своей жене.
В библейские времена большинство браков заключалось по соглашению. Родители принимали решение - с кем их дети должны будут вступить в брак. Так до сих пор обстоит дело во многих частях мира. Однако факт, что брак заключался по соглашению, вовсе не означает, что между мужем и женой не было теплой и глубокой любви. Кстати сказать, страны, где практикуется брак по соглашению, имеют более высокий процент успешных браков, чем так называемый свободный запад, где шкала разводов иногда превышает уровень пятидесяти процентов.

То, что я говорю, вовсе не означает, что я защищаю браки по соглашению. Речь идет о том, что успешный брак в конечном счете зависит не от того, как в него вступили, а от того, как муж и жена ведут себя в дальнейшем. Если оба с верностью в сердце исполняют соответствующие обязанности, предписанные им Писанием, то супружество будет успешным и между ними будет искренняя любовь.

2. Быть внимательным и восприимчивым

Муж всегда должен давать жене возможность свободно выговориться и быть чувствительным к тому, что она думает или чувствует, даже когда она не может это выразить словами. Ее невыраженные чувства часто являются самыми сокровенными, и о них муж должен больше всего знать. Проблема в общении между мужем и женой, наверное, является самым распространенным и основным фактором, играющим решающую роль в распаде семьи. 
Муж также должен помнить, что у его жены есть ее собственная, особенная мудрость, которую часто называют интуицией. Он может прийти к какому-нибудь выводу через трудоемкий процесс взвешивания всех “за” и “против”, и когда говорит об этом своей жене, бывает удивлен, услышав в ответ: “Я знала это с самого начала”.

3. Принимать решения

После свободного и уважительного обмена мнениями муж и жена подходят к моменту, где следует принять практическое решение. И здесь обязанностью мужа является принятие окончательного решения. Как правило, в случае хорошего взаимного обмена информацией жена с радостью дает своему мужу возможность принять ответственность.

4. Муж должен начать действовать

В целом, это является логическим продолжением процесса принятия решения, о котором мы только что говорили. Обычно именно муж является ответственным за практические шаги, необходимые для осуществления принятого решения.
Муж может нуждаться в том, чтобы передать многочисленные практические ежедневные обязанности жене, но он должен быть внимательным в том, чтобы не возложить на нее непосильную долю обязанностей в семье, особенно если эта пара имеет детей. Разделение обязанностей и труда может основываться частично на их духовных дарованиях. В дополнение жена должна иметь возможность рассчитывать на своего мужа в том случае, если она попадает в кризисную ситуацию и не знает, как с ней справиться.

5. Питать и греть

Отношение каждого мужа к своей жене должно быть описано одним словом: “особенное”. Каждый муж должен говорить себе: “Моя жена особенная. Нет подобной ей”. По этой причине он должен относиться к ней особенным образом - так, как он не относится ни к какой другой женщине. Это касается не только их сексуальных взаимоотношений, но и того, как он о ней думает, как о ней говорит и как к ней относится.

В Послании к Ефесянам 5:28,29 Павел говорит, что мужчина должен любить и заботиться о своей жене особенным, личным образом: “Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее как Господь Церковь”. Эти два слова “питает” и “греет” подразумевают отношение интимной заботы, которая включает в себя также внимание к тому, что может показаться мелочами. Мужа должно заботить самочувствие его жены, ее внешность, прическа, духи, которыми она пользуется. Все, что волнует ее, должно волновать и его. Жена всегда должна иметь уверенность, что для своего мужа она самый важный человек на земле.

Уверяю вас, мужья, если вы начнете с таким отношением сеять в свою жену, то вы пожнете урожай с избытком!

6. Хвалить

Заключительная часть последней главы книги Притчей описывает и превозносит характер добродетельной и превосходной жены. Она указывает на множество ее достижений, а заканчивается словами похвалы: “Встают дети и называют ее благословенной; - муж и хвалит ее: “Много было жен добродетельных, но ты превосходишь их всех”. (Пр. 31:28-29, досл. перевод с англ.)

Некоторые мужья скупятся на слова похвалы. Это очень неправильная экономия! Они бы удивились, если бы знали, насколько жена желает похвалы и как она на нее реагирует. Воздавать хвалу своей жене - одно из самых лучших вложений, которое вы когда-либо можете сделать.
Если у мужчины верная, преданная жена, для него совершенно невозможно выразить ей, насколько она для него дорога в денежном измерении. Соломон говорит в этом отрывке: “…цена ее выше жемчугов”. (10 стих) Самое малое, что муж может сделать, - это предложить своей жене слова сердечной хвалы.

Заключительный призыв

Как-то раз опытного служителя спросили об одном человеке: “Как вы думаете, он хороший христианин?”. Служитель ответил: “Не знаю, пока не могу сказать. Я еще не видел его жену”. Это был мудрый ответ. Успех мужа виден в его жене.

Почему бы вам, муж, не применить этот тест к себе. Возможно, вам нужно поменьше сосредотачиваться на себе, а больше на вашей жене. Чтобы оценить свое состояние, задайте себе, а так же и ей следующие вопросы: “Чувствует ли себя ваша жена защищенной? Чувствует ли она удовлетворение? Испытываю ли я радость и удовлетворение от того, что она у меня есть?” Если услышите в ответ “да”, то вы - успешный муж.

Но если есть явные области в личности вашей жены, где нет полноты, если она выказывает внутреннее напряжение или скованность и незащищенность, то вам нужно пересмотреть ваше представление и поведение, как мужа. Возможно, вам будет полезно перечитать заново предыдущий список ваших обязанностей в браке. И если вы увидите, что были безответственны, покайтесь перед Господом и попросите Его благодати, в которой вы нуждаетесь, чтобы исправиться.

Глава 4. Роль жены

Первая часть этой книги посвящена мужьям. Но любое описание роли мужа не будет полным хотя бы без короткого упоминания о роли жены. Брак протекает гладко только тогда, когда оба партнера в браке действуют в соответствии со своими библейскими ролями. Итак, давайте посмотрим на то, что Библия говорит о женах.

1. Она - помощница

И сказал Господь Бог: “Не хорошо человеку быть одному, сотворим ему помощника, соответственного ему.” (Бытие 2:18)
Это можно перевести как: “Я сотворю ему помощника, чтобы он имел полноту”. Это подразумевает, что мужчина без жены не имеет полноты. Текст с еврейского трудно адекватно перевести на английский, но давайте сосредоточимся на главной мысли: “Бог дал женщину, чтобы она была помощницей”.

Сегодня многие женщины думают: “Если я помощница, значит, я менее значима.” Это ошибочно. В Теле Христовом нет никого, кто был бы более превосходным или менее значимым, чем кто-либо другой. Каждому из нас отведено место и определенная функция. Бог требует от нас верности именно на конкретном месте и в конкретной функции, которую Он нам поручил.
В Евангелии от Иоанна 14:16-17 Иисус говорит о том, как Он позаботится о своих учениках после своего ухода: “И Я умолю Отца и даст вам другого Помощника, да пребудет с вами вовек, Духа истины.” Итак, Иисус описывает Святого Духа как Помощника, но разве это означает, что Дух Святой менее значим? Напротив, Он есть Бог!

Точно так же жена, исполняющая Богом данную ей роль, не является менее значимой ни в какой степени. Я благодарю Бога за каждую из своих жен, которые были мне чудесными помощницами. Без Лидии, моей первой жены, и Руфи, моей второй жены, я бы никогда не смог достичь того, чего я достиг.

2. Она послушна своему мужу

В последние годы это понятие является предметом противоречий. Но апостол Павел написал об этом ясно в Послании к Ефесянам 5:22: “Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу”.
Причина противоречивых мнений кроется в том, что этот стих вырывается из библейского контекста. Кстати, в данный момент передо мной лежит Библия, в которой редакторы поместили подзаголовок, разделяющий 21-й и 22-й стихи. Предыдущий стих обращен ко всем христианам: “Повинуясь друг другу в страхе Божием”. Это повиновение имеет первостепенное значение в Теле Христовом - покорность всех христиан друг другу. Такое отношение должно быть отличительной чертой всех христиан - кротость, смирение перед другими верующими.
В таком контексте взаимного повиновения женам дарована уникальная и особая привилегия - своим отношением к мужу показывать отношение Церкви к Христу. В таком свете повиновение становится не навязанной жене обязанностью, а дарованной ей особой привилегией.

И Петр, который был женат, и Павел, который женат не был, начинают свое учение о порядке в доме с ответственности жены быть в повиновении у мужа. На то есть практическая причина - если жена не выполняет свою обязанность, то это делает почти невозможным для мужа выполнить свою. Жена держит ключ, который либо открывает двери для того, чтобы муж мог исполнить свою роль в качестве главы семьи, либо закрывает ее. Если жена отказывается добровольно подчиниться главенству своего мужа, то тогда существует только один способ, с помощью которого он может добиться такого положения, - самоутверждение и доминирование. Никакая чувствительная жена этого, конечно, не захочет!
Что произойдет, если жена выбирает не подчиняться, а ее муж выбирает не занимать своего места главы? Такая семья остается без духовной защиты. Она похожа на корабль в шторм без капитана на мостике. Он обречен на кораблекрушение.

Незащищенные семьи являются основной причиной социальной нестабильности и беспорядка, которые мы ощущаем в нашем современном обществе. Существует только одно по-настоящему эффективное решение - восстановить Божественный порядок в наших семьях.
Когда мы поженились, моя первая жена была существенно старше меня. К тому времени она была опытной миссионеркой и имела успех в сложном труде служения. Она была хорошо образованной и одаренной проповедницей. Если бы она захотела господствовать надо мной, ей бы это не составило никакого труда! Но, к ее чести, она позволила неопытному молодому мужчине занять положение главы дома.

Она наверняка ужасалась некоторым вещам, которые я делал! Помните, у меня не было ни братьев ни сестер - и вдруг я оказался главой дома, в котором было восемь девочек. Это принесло определенные страдания всем нам!
Если бы Лидия держалась за роль главы в нашем совместном труде, я бы прожил всю жизнь в качестве “мужа Лидии”. Но, благодарение Богу, Лидия позволила мне занять мое место.

3. Она поддерживает или поощряет

Бог так сотворил человеческое тело, что голова не может поддерживать себя. Если мужчина является главой дома, то его должно поддерживать тело. В основном это является задачей жены.
Мы, мужчины, - во многом слабые создания. Мы нуждаемся в поддержке! Мы можем надевать на себя личину львов или мощных слонов, но часто внутри мы - мышки. Духовная жена будет видеть слабости своего мужа, но при этом не станет на них концентрироваться. Она просто будет мудро и тактично поддерживать мужа, в то время, как он пытается их преодолеть.

4. Она вдохновляет

Нет ничего больнее, чем жена, которая своим негативным отношением приносит еще большее поражение и упадок духа в жизнь своего мужа. Представьте себе проповедника, который только что закончил скудную проповедь и увидел разочарованную реакцию собрания. Если его жена по дороге домой говорит: “Это была ужасная проповедь!”, то ниже он уже не может упасть, он червяк! Но если она говорит: “Это была не лучшая твоя проповедь, но она мне все равно понравилась”, - то он начинает думать: “Может быть, еще есть надежда. Может быть, у меня еще все получится”.
Я уже говорил, что один из титулов Духа Святого - помощник, но это слово можно также перевести, как “тот, который вдохновляет”. Когда жена вдохновляет своего мужа, она выполняет роль Святого Духа в этой ситуации.

5. Она ходатайствует за своего мужа

Жены иногда попадают в ловушку, когда проводят так много времени в беспокойстве за своих мужей, критикуя их и указывая на их недостатки, что не успевают за них молиться. Пожнет успех именно такая жена, которая стоит на коленях и благодарит Бога за своего мужа.
Одно время я и Руфь были знакомы с двумя супружескими парами, у которых был трудный брак. В обоих случаях именно у мужей были серьезные слабости и проблемы. Эти две жены согласились встречаться каждое утро и ходатайствовать за своих мужей. Они это верно делали в течение нескольких лет. Сегодня каждый из этих мужей имеет успех - один в христианском служении, а другой в бизнесе. Эти мужчины никогда бы не стали теми, кто они теперь, без настойчивого верного ходатайства своих жен.
Ходатайство производит лучшие результаты, чем жалобы и критика.

Моя дань Руфи

Пока я работал над этой книгой, Бог призвал мою жену Руфь домой. Двадцать лет мы с ней наслаждались счастливым, плодоносным и успешным супружеством, и было это благодаря определенным причинам.
Во-первых, мы оба были посвященными христианами. Для каждого из нас основной целью в жизни было служение Господу Иисусу Христу.
Во-вторых, мы оба верили в то, что это был Божий план, чтобы мы соединились как муж и жена.
В-третьих, мы оба были уверены, что Новый Завет является образцом брака, действенным и сегодня. Мы никогда не искали повода, чтобы отклонить Его требования как нечто “из чуждой культуры” или относящееся к другому времени.

И четвертое, - Руфь была жертвенной. Она была способной, талантливой женщиной, которая бы смогла достичь успеха по праву. Но она верила, что Божий план для нее заключался в том, чтобы любым возможным образом помочь мне исполнить мое Богом данное служение. Она ревновала не о своем собственном успехе, а о моем.
Однако я должен добавить, что посвящение Руфи мне и моему служению никогда не производило в ней лести или раболепного отношения. Если она думала, что я что-то делал неправильно или была опасность сделать ошибку, она всегда очень честно говорила мне об этом. Ее всегда особенно волновало, чтобы я одевался в соответствии со служением, которое Бог дал мне. Если она видела, что я легкомысленно относился к своей внешности или одежде, то она говорила: “Ты выглядишь как мужчина, у которого нет жены.”

За двадцать лет нашего супружества мое служение расширилось удивительным образом. К тому времени, когда мы поженились, я был путешествующим учителем Библии, который опубликовал несколько своих книг и мог охватить своим служением очень ограниченную часть Тела Христова. К тому времени, когда Бог призвал Руфь домой, Служение Дерека Принса уже оказывало глобальное влияние на весь мир. Мое служение по обучению Библии по радио, которое началось спустя год после моей женитьбы на Руфи, сегодня транслируется по меньшей мере на двенадцати языках, включая русский, испанский, арабский и четыре китайских диалекта. Я издал еще как минимум двадцать книг, которые были переведены в общей сложности по крайней мере на шестьдесят иностранных языков. Руфь и я проводили служение на каждом континенте земного шара, кроме Арктики. Мы совершили вместе с ней четыре кругосветных путешествия - служения. Филиалы Служения Дерека Принса сейчас есть по меньшей мере в тридцати странах за пределами США.

Я говорю это все, чтобы отдать дань памяти Руфи, и чтобы подчеркнуть один неопровержимый факт - этого всего никогда бы не произошло, если бы не жертвенная, никогда не прекращающаяся поддержка Руфи, которую она оказывала мне от всего сердца.
Почти каждый день я говорил Руфи две вещи: “Ты моя дорогая” и “Я думаю, что ты замечательная!”. Я это чувствую и по сей день.
Когда будут раздаваться награды в славе, Руфь получит ее сполна. Я жду того момента, когда я сам буду на это смотреть!

Возможно, в этот момент вы спрашиваете себя: “Если Дерек и Руфь могли радоваться такому счастливому и плодоносному браку, то тогда почему сегодня так мало супружеских пар достигают такого успеха?”.
Одна распространенная причина заключается в том, что многие пары забывают включить в свой брак один жизненно важный компонент - он и будет темой нашей следующей главы.

Глава 5. Недостающий компонент

Как-то раз один известный евангелист и его жена честно поделились со мной некоторыми трудностями, которые они пережили в браке. Жена рассказала, что в один день существовавшее между ними напряжение вылилось в злую ссору в спальне.
Муж напирал, как это часто мужья и делают, на записанную в Писании заповедь для жен повиноваться своим мужьям. Жена подчеркивала, как это часто жены и делают, что она не видит, с какой стати она должна была ему подчиняться. “В конце концов, - сказала она ему, - у тебя нет хорошей репутации. Ты принимал достаточно глупые решения!”
В этот момент они оба осознали, что вели себя не по-христиански. Непроизвольно они склонились на колени по разные стороны кровати, чтобы помолиться.
“Когда мы так сделали, - рассказывала мне жена, - как будто холодный ветерок прошел по нашей спальне. Каким-то образом у нас обоих в сердцах было место Писания из Послания к Ефесянам 5:21 “…повинуясь друг другу в страхе Божьем.” Мы оба осознали, что в наших отношениях друг с другом нам чего-то не хватало - страха Божьего. Мы поступали, как будто наши отношения были просто на человеческом уровне. Мы забыли включить Бога в наши отношения”.

Когда они это увидели, то оба покаялись в своих ошибках и попросили прощения у Бога и друг у друга. Это было началом их новых отношений - отношений, в которых они оба заняли то место, которое Бог предназначил для каждого из них.
Эта сцена в спальне, которую так живо описала жена, снова и снова вспоминалась мне. В конце концов, я стал смотреть на нее как на диагноз, объясняющий, почему так много христианских супружеских пар так никогда и не достигают стандарта, ясно установленного в Новом Завете. Они забывают включить один жизненно важный компонент - страх Господень.
Так получилось, что и Лидия, и Руфь отлично готовили, - за что я благодарю Бога! Обе они собирали рецепты. Благодаря этому я увидел, что в приготовлении торта или пирога часто бывает важным один ингредиент, от которого зависит весь вкус. Даже несмотря на то, что все другие ингредиенты подобраны правильно, без этого одного ключевого компонента торт или пирог никогда не получается таким каким должен быть.

Например, есть два рецепта рождественского торта - один американский, а другой английский. В английской версии главный определяющий ингредиент - марципан, сладкая миндальная паста, американский рождественский торт обычно делают без него. Для меня лично, учитывая мое английское происхождение, торт без марципана - не рождественский торт. Именно марципан создает разницу.

Как этот пример можно применить к христианскому браку? Так вот, марципан можно сравнить со страхом Господним; без этого определяющего компонента супружество оказывается на таком же уровне, как у неверующих. А такой брак никогда не станет таким, каким его желает видеть Бог. Ему будет недоставать того особого вкуса, который должен отличать христианский брак от брака между неверующими.

Уважение, почитание и благоговение

К сожалению, многие современные христиане неправильно понимают то, что Библия имеет в виду под страхом Господним. Они пренебрегают страхом Господним как чем-то, потерявшим актуальность, относящимся только к Ветхому Завету и не имеющим места в новозаветном христианстве. Нет ничего, что отстояло бы от истины так далеко! В сущности страху Господнему отдается наивысший приоритет среди требующихся черт характера человека, причем в Новом Завете даже более, чем в Ветхом Завете.
Таким образом, нам следует спросить себя: “Что Библия имеет в виду под страхом Господним?”. Страх Господень в английском языке описывается тремя родственными словами - уважение, почитание и благоговение. Бояться Бога - не значит иметь к Нему раболепское отношение. Этот страх характеризует подобающее отношение творения к Творцу - к Его всемогуществу, Его царственности, Его славе и Его святости.

В Псалме 18:10 Давид говорит: “Страх Господень чист, пребывает во век.” Страх Господень никогда не перестанет быть актуальным. Он абсолютно чист и несет в себе совершенное очищающее действие - то, что во все времена Бог ищет в своем народе.

В книге пророка Исайи 11:2 автор предвещает семь качеств помазания Святого Духа, которое должно было отметить Иисуса как обещанного Мессию, Помазанника. Вот семь различных аспектов помазания: Дух Господень (Дух, который говорит от имени Бога от первого лица), Дух Премудрости, Дух Разума, Дух Совета, Дух Крепости, Дух Веденья и увенчивает все перечисленное Дух страха Господня (в синодальном переводе - Дух Благочестия).

Возможно, вы предполагали, что в Иисусе, возлюбленном Сыне Божьем, не может быть места для страха Господня? Однако книга пророка Исайи 11:2 открывает нам, что страх Господень является завершающей печатью, подтверждающей, что Иисус был истинный Мессия и Сын Божий. Следовательно, если Иисус был отмечен страхом Господним, то как мы, Его ученики, можем когда-нибудь подумать, что подобному страху в нас нет места?

Осознавая цену нашего искупления

Иногда у христиан складывается такое понимание, что в нашей жизни не должно быть страха Господня, потому что Бог в своей любви принял нас и сделал нас своими детьми. Но на самом деле истина - в противоположном. Именно тот факт, что Бог искупил нас, заплатив за нас безграничную цену драгоценной крови Своего Сына, должен вдохновлять в нас это волнующее чувство ответственности за то, чтобы прожить нашу жизнь, воздавая Ему всю причитающуюся славу. В 1-м Послании Петра 1:17-19 апостол провозглашает, что цена, уплаченная за наше искупление должна вдохновлять в нас святой страх, с присутствием которого мы должны проводить время нашего странствования, а наши жизни - воздавать славу Богу, которой Он достоин: “И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца.”

Петр подчеркивает, что единственным подобающим отзывом на любовь Божью является страх Господень. Насколько далеки его слова от современного понимания, что наше искупление не оставляет места для страха Господня в нашей жизни. Когда я размышляю о том, какое значение страх Господень должен иметь в моей жизни, то я представляю себя стоящим на крутом скалистом обрыве, где в сотнях метров подо мной расстилается усыпанная камнями долина. Ограждение не дает мне рисковать жизнью и подойти слишком близко к краю обрыва. Я представляю себе, что это ограждение и есть предупреждение Писания и его требование святой жизни. Тогда я спрашиваю себя: “Что, если бы я был настолько самонадеян, что перелез бы через ограждение и встал бы на самом краю обрыва?”. Тогда всего лишь один шаг мог бы повергнуть меня в окончательную и непоправимую катастрофу! Когда я думаю об этом, мышцы желудка непроизвольно сжимаются и по спине пробегает холодок. Я также вспоминаю слова предупреждения, написанные христианам -евреям: “Страшно впасть в руки Бога живого!” (Евреям 10:31).

Такое отношение почтительного благоговения должно управлять не только нашим отношением к самому Богу, но также и к Его Слову, Писанию. В книге пророка Исайи 66:2 Господь говорит: “…А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим”.
Почему мы должны трепетать перед Писанием? Потому, что именно через него Бог Отец и Бог Сын входят в нашу жизнь. В Евангелии от Иоанна14:23 Иисус говорит: “Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.” Наше отношение к Писанию показывает, насколько искренне мы любим Иисуса, и открывает путь для того, чтобы Бог в Своей полноте вошел в нашу жизнь. Когда мы читаем или слушаем Библию, наше отношение должно быть таким же, как если бы Бог Отец и Бог Сын лично предстояли перед нами.

Ключ к радости и плодоносности

В противоположность тому, что мы можем ожидать, отношение почтительного благоговения перед Богом и Его Словом является ключом к такой радости, которую только Сам Бог может нам дать. В Псалме 2:11 псалмопевец вдохновляет нас: “Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.”
Эти слова описывают прекрасный баланс: мы радуемся о Божьей милости и одновременно трепещем перед Его величием.
Такой баланс между страхом и ободрением повторился и в новозаветной Церкви. В Деяниях 9:31 говорится: церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии …ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались.” Страх Господень и утешение Святого Духа для естественного ума кажутся странным сочетанием. Как могут страх и утешение сопутствовать друг другу? Однако такое сочетание было ключом к насыщенной жизни и взрывному росту новозаветной Церкви.

Возможно, в этот момент вы спрашиваете себя: “Какое отношение весь этот страх Господень имеет к супружеству?”. Я бы ответил кратко: “Самое непосредственное!”. На основании моего собственного опыта в христианской семье и служения многим христианам с семейными проблемами, я пришел к простому выводу - без страха Господнего у мужа и жены христианский брак никогда не может стать браком по замыслу Божьему.

Это и есть тот компонент, от которого зависит вкус всего торта. Муж и жена могут все правильно говорить, принимать правильные решения и даже обращаться к самым лучшим консультантам по вопросам брака, но если в их жизни нет действия страха Господнего, то их супружество никогда не будет соответствовать Божьему замыслу. Его действие является единственным безопасным основанием для заветных отношений между мужем и женой. В конечном счете все зависит от наших личных взаимоотношений с Господом Иисусом. Он великодушно приглашает нас вступить в близкие отношения с Ним Самим. При этом Он не хочет, чтобы мы забывали, что Он, Иисус, является личным, величественным и вызывающим благоговение откровением Бога Отца. Он - наш Спаситель, но Он также и наш Судья, которому мы все однажды дадим отчет. В Новом Завете это очень ярко описано Его двумя учениками - Иоанном и Павлом.

На последней вечере Иоанн был настолько близок к Иисусу, что даже лежал у Него на груди и шепотом говорил Ему на ухо. Однако позднее, когда Иоанн неожиданно встретился в видении с прославленным и вознесшимся Христом Божьим, он сказал: “Я пал к ногам Его как мертвый.” (Откр.1:17).
Позднее и Павел наслаждался непрекращающимся близким общением с Господом. Но он никогда не выпускал из виду, что однажды ему, как и всякому другому христианину, придется давать отчет о своей жизни Христу, Который тогда будет восседать на Своем престоле суда. По этому поводу Павел написал во 2-м Послании к Коринфянам 5:10-11: “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. И так, зная страх Господень, мы вразумляем людей…”.

Именно осознание того, что Христос - величественный Царь, побуждало Павла вразумлять людей и делало его послание убедительным. 
Когда муж строит свои отношения с женой на основании всеохватывающего страха Господня и когда жена отвечает ему в таком же духе, их брак будет исполнением Божьего плана, изложенного в Писании. Тогда каждый будет помнить о той прекрасной ответственности, возложенной на них в браке. Муж в своем отношении к жене будет ставить своей целью отражать любовь Христа к своей Невесте, Церкви. Жена, со своей стороны, будет стараться отвечать своему мужу так, как Церковь отвечает Христу, своему Жениху. Конечно, с обеих сторон могут быть ошибки и неудачи. Но все это, покрытое Кровью Иисуса Христа пройдет и забудется, когда каждый из супругов признается в своем грехе и попросит прощения у другого.

Словно прохладный ветерок на закате жаркого пыльного дня, страх Господень смягчит и рассеет всевозможные разочарования и временное отсутствие гармонии, неизбежные в любом браке. Тогда муж и жена найдут удовлетворение в тех ролях, которые Бог предназначил для каждого из них, и сольются в такой гармоничный союз, который подразумевал Бог, когда Он сказал: “И двое станут одной плотью”.

Глава 6. Духовная власть в гармоничном браке

Совместная жизнь мужа и жены, в истинной гармонии является одним из самых чудесных благословений, которые Бог предлагает по эту сторону небес. Однако такое супружество даже больше, чем просто благословение: оно является дверью в сферу духовной власти, которой смогли достичь сравнительно немногие христиане.

Мы уже рассматривали цель, с которой Бог сотворил жену для Адама. Теперь мы заглянем еще дальше и посмотрим на первоначальную Божью цель, с которой Он сотворил человечество: “И сотворил Бог человека по Образу Своему, по Образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным пресмыкающимся по земле.” (Бытие 1:27-28). Бог не дал владычество над землей одному Адаму. Он говорил это Адаму и Еве. В Его намерение входило, чтобы мужчина и женщина совместно управляли землей от Его Имени.

Я хочу сказать вам, что единство и гармония в супружеской паре являются одним из самых сильных элементов в духовной войне и в использовании власти. Это по-прежнему Божий способ практиковать владычество. Не просто мужчина сам по себе или женщина, но мужчина и женщина, соединенные по Божьему плану пользуются привилегией владычествовать от Имени Бога. Мы начинаем понимать жизненную важность этого принципа, когда осознаем, что мы, христиане, задействованы в битве не на жизнь, а на смерть с невидимыми силами зла, которые ищут, как нас погубить. Павел описывает эту войну в Послании к Ефесянам 6:12: “... наша брань не против крови и плоти, но против начальств, портив властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.”
В этом же Послании к Ефесянам 6:18, Павел открывает нам, что наша борьба происходит на арене молитвы: “Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом.” Именно на этой молитвенной арене супружеская пара может стать непобедимой, но только когда она исполняет одно жизненно важное условие.

Молитва согласия

В Евангелии от Матфея 18:18-20 Иисус объясняет, как мы, будучи христианами, можем стать непобедимыми в нашей молитвенной жизни: “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно так же говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них.”

Минимальное число участников, чтобы согласиться в такой молитве, - двое или трое. И все, что мы связываем или разрешаем на земле, будет связано или разрешено на небе. Греческое значение глаголов “связывать” и “разрешать” переводится как “находиться в связанном состоянии” или “находиться в развязанном состоянии.” Поэтому мы можем сказать: то, что мы связываем или разрешаем на земле, “будет находиться в связанном или развязанном состоянии на небесах.” Это очень радостно осознавать, потому что это означает, что то, что мы говорим на земле, определяет то, что произойдет на небе. Мы привыкли находиться в состоянии ожидания, что Бог должен что-то сделать, - именно так это часто и бывает. Но бывают также времена, когда Бог ожидает, что мы сами начнем что-то делать. В сущности инициатива находится здесь, на земле. Если мы отвечаем Божьим условиям, то тогда все, что мы провозглашаем на земле, становится таким же действенным, как и повеление, сделанное на небе. Если мы говорим о чем-то на земле “да будет связано”, то в тот же самый момент это связано на небе. Или если мы говорим на земле “да будет разрешено”, то в тот же самый момент оно разрешается на небе.

Например, допустим, что какая-нибудь христианская пара верит, что Бог призывает их на служение в страну, закрытую для Евангелия и для любых форм христианского служения. Все их просьбы о выдаче визы закончились отказом, и даже нет признаков, что эту визу можно когда-нибудь получить. 
Затем Святой Дух направляет их к тому описанию Иисуса, в котором Он является тем, “Кто имеет ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит…” (Откр.3:7). Они посвящают себя на молитву согласия, чтобы “связать” духовные силы, которые противостоят всякому христианскому служению в той стране, куда они были призваны, а также, чтобы “разрешить” выдачу требующихся им виз.

В течение последующих месяцев каждый из них находится в процессе умирания для себя. Муж отказывается от привлекательного продвижения по службе, которое требует от него обязательств, делающих для него невозможным путешествия за пределами Соединенных Штатов. Жена соглашается переехать в более скромный и менее удобный дом для того, чтобы они могли накопить деньги, которые потребуются для переезда в страну, в которую они призваны. Спустя долгие месяцы ожидания всякая надежда отозваться на Божий призыв кажется потерянной, но, как Авраам, который “…сверх надежды, поверил с надеждою…” (Рим.4:18), они продолжают молиться. 
Затем достаточно неожиданно мужу предлагают по работе взять управление над филиалом компании как раз в той самой стране, в которую Бог их призвал! Дверь, которая была закрыта для него, как для христианского служителя, теперь широко распахнулась для него, как для представителя бизнеса, который может дать толчок экономике страны, в которую они были призваны.

Эта история, хотя и являющаяся вымыслом, основана на реальном опыте нескольких христианских семей и иллюстрирует эффективность молитвы согласия.
Но, конечно же, сначала мы должны выполнить определенные условия. Их два.
Прежде всего мы должны концентрироваться на самом Иисусе. В Евангелии от Матфея 18:20, в дословном переводе с греческого говорится: “Где двое или трое собираются вместе во имя Мое…”. Сам Иисус должен быть центром нашего внимания. Основанием для нашего единства не может служить просто какая-то доктрина или деноминация. Этим основанием должна быть личность самого Иисуса и Его труд в нас.

В Евангелии от Матфея 18:19 слово, переведенное как “согласиться”, взято от греческого слова “сюмфонео”, от которого в современном языке произошло слово “симфония”. Иисус говорит о не доктринальном или интеллектуальном согласии. Он имеет в виду нечто более глубокое и возвышенное - духовную гармонию. Именно такая гармония требует, чтобы двое или более людей находились в таком единстве духа - что начинают думать, говорить и молиться, как один человек.
То, что обещает Иисус двум или более людям, достигшим такого рода гармонии поистине удивительно: “все, что свяжете на земле будет связано на небе.” И снова: “если двое вступают в гармонию на земле по поводу того, что они просят, это сделает для них мой Отец, который на небе.” Это и в самом деле удивительное обещание. Как я уже говорил, оно подчеркивает тот факт, что то, что мы говорим на земле, в сущности определяет то, что происходит на небе.

Вы можете спросить: “А как этого достичь?”. Позвольте мне поделиться тем, как я сам это понимаю. Единственная личность, которая может привести двух людей в совершенную гармонию, - это Дух Святой, и Он может сделать это только для тех людей, которые полностью подчиняют себя Ему. Таким образом, факт, когда двое имеют гармонию, является свидетельством того, что они полностью подчинены Святому Духу. Это означает, что они молятся в гармонии не только друг с другом, но также и с самим Богом. На таком основании Бог посвящает Себя на то, чтобы слушать и отвечать на их молитвы. 
Истинной гармонии достичь нелегко. Вы знаете, как неприятно слушать, когда два певца находятся не совсем в гармонии друг с другом. Их пение режет ухо. А как насчет семейных пар, которые не совсем находятся в гармонии друг с другом, когда молятся? Как они звучат в Божьих ушах? Бог терпеливо выносит такие молитвы, но Он не посвящает Самого Себя, чтобы отвечать на них.

Ключ к духовной власти в молитве заключается в гармонии между теми, кто молится. Это могут быть два или более верующих, которые не состоят в браке. Однако совместная молитва в гармонии представляет одну из самых больших трудностей, с которой, к удивлению, приходится сталкиваться христианским парам. 
В то время, когда Руфь и я испытывали на себе огромное давление, один дорогой старший брат, зрелый слуга Божий сказал нам: “Я убежден, что ключом к успеху в вашем служении является ваша гармония. Не позволяйте чему бы то ни было ее нарушить!”
Достижение такой гармонии никогда не дается легко. За нее нужно платить цену. Гармония наступает только у тех людей, которые готовы положить свою жизнь за Господа и друг за друга.

Ветхая плотская природа никогда не может достичь настоящей, подлинной гармонии, даже сама с собой. Есть только одно средство - умертвить эту ветхую природу. Благодарение Богу, эта смерть произошла около двух тысяч лет назад, когда Иисус умер на кресте! «…Ветхий наш человек распят с Ним…», - написал Павел в послании к Римлянам 6:6. «Так..», - продолжает он в одиннадцатом стихе, «и мы должны теперь “почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Вам решать

Необходимость умерщвления плотской природы ставит каждого из нас перед выбором личного характера: “Хочу ли я умереть для себя самого? Готов ли я искренне применить к себе слова Павла, написанные в послании к Галатам 19:20: “Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия возлюбившего меня и предавшего себя за меня.”

Рассматриваемый в таком свете крест становится дверью, открывающей жизнь подлинной гармонии между мужем и женой. В конце концов Христос, живущий в муже, никогда не будет находиться в дисгармонии с Христом, живущим в жене.

Более того, крест открывает доступ в сферу духовной власти в молитве, которая при любых других обстоятельствах кажется невозможной: “Если двое согласятся (вступят в гармонию) на земле о чем-либо в молитве, то дастся им от Отца моего небесного.” Бог никогда не отвергает молитву, произнесенную в гармонии.
И есть только одна дверь к такого рода гармонии - как в браке, так и в любых других отношениях - крест!

Контакты

Церковь «Святой Троицы» ХВЕ

Телефон: (3513) 57-98-00 
e-mail: hvemiass@gmail.com

Богослужения проводятся каждое воскресение. 
Начало в 10.00 и 14.00

Адрес Дома Молитвы: 
456300 г. Миасс, ул.Лихачева 1а

К покаянию