Как говорят деньги?

Могут ли деньги говорить? Если да, то как они это делают? Какая сила стоит за ними? Просто ли это нейтральное средство материального обмена, или деньги имеют духовную основу? От этих вопросов зависят другие: как христианам относиться к деньгам и, наконец, как их тратить?

Вопросы эти чрезвычайно актуальны. Возможно поэтому, темы денег и богатства Господь в Своем учении касался на удивление часто. В рамках этой небольшой статьи мы, конечно, сможем коснуться только нескольких из множества изречений Иисуса по этому поводу. Посмотрим текст из Евангелия от Матфея 6:19-24. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе… Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)».

Современному человеку предлагается множество вариантов того, как и куда вкладывать деньги, чтобы умножать богатство. И хотя делать деньги законным образом не является грехом, все же слова Иисуса резко противоречат тому, чему учит мир. Контраст разителен. Мир рассматривает богатство как средство удовлетворения своих желаний и как определенную безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Иисус же учит не становиться рабом плотских желаний и доверить Богу живому заботы и защиту на день грядущий. Это радикальное слово. Оно не потеряло остроты и радикальности за 2000 лет!

Уильям Баркли, комментируя эти слова Иисуса писал, что иудеям во времена Христа было хорошо знакомо выражение «собирать сокровища на небесах». Они говорили, что добрые дела, совершаемые человеком на земле, становятся сокровищами на небе. У иудеев была знаменитая история о некоем царе Монобазе, обратившемся в иудаизм. В голодный год Монобаз раздал все свои сокровища бедным. Братья его послали к нему сказать: «Отцы твои собирали сокровища и прибавляли это к сокровищам отцов своих, а ты разбросал их и свои сокровища». На это Монобаз ответил им: «Отцы мои собирали сокровища для поднебесного, я же собрал сокровища для небесного мира». Этого царя наверняка считали сумасшедшим многие люди из его окружения. Мир и сегодня подобным же образом реагирует на слова Иисуса. Раздавать свои деньги бедным и обездоленным, бескорыстно делать добрые дела – это безумие, тратить же их на свои удовольствия – норма.

Баркли приводит еще одну интересную иллюстрацию. Он пишет, что ранняя Церковь всегда любовно заботилась о бедных, больных, опечаленных, беспомощных, и о тех, о ком никто не заботился. В дни страшного гонения в Риме, солдаты ворвались в христианскую церковь в поисках сокровищ, которые, как они полагали, должны были там быть. Римский градоначальник потребовал у диакона Лаврентия: «Сейчас же покажи мне ваши сокровища». Лаврентий показал на вдов и сирот, которых в этот момент кормили в церкви, на больных, за которыми ухаживали, на бедных, которым оказывали помощь: «Вот, - сказал он, - это сокровища и богатства Церкви». Интересно, а что современная церковь считает своим богатством? Вкладывает ли она свои основные средства в нуждающихся людей? Являются ли они главным сокровищем церкви?

Но вернемся к словам Иисуса о том, что нельзя служить двум господам – Богу и маммоне. Интересно отметить утверждение Иисуса, что богатству можно служить таким же образом, как некоторые люди служат Богу. Богатство здесь, как будто, нечто одушевленное. Его можно любить и ненавидеть также, как можно любить и ненавидеть Бога. Ему можно усердствовать и служить. Известный исследователь Библии и трудов отцов Церкви Ричард Фостер пишет, что Иисус использовал здесь арамейское слово маммона, с целью персонификации богатства. Иисус прозревал духовный мир и видел ту злую демоническую силу, которая столь часто использовала и использует богатство для разрушения людей. Фостер пишет, что для многих «богатство является богом, требующим полного посвящения всех сил и способностей…».

В толковании притчи о сеятеле (Мат. 13) Господь говорит об обольщении богатством, как о плевелах, которые заглушают семя слова Божьего, чтобы оно не принесло плода. Здесь опять мы видим, что богатство не нейтрально – оно имеет собственную способность обольщать. Тому же, кто поддался этому обольщению весьма трудно войти в Царство Небесное (см. Мат. 19:23).

Теперь рассмотрим еще один интереснейший текст, проливающий свет на тему денег и богатства. Находится он в Евангелии от Луки 16:9-12: «Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?». Этими словами Господь подытожил притчу о неправедном управителе, который, зная, что он теряет работу, снизил сумму долга должников его хозяина с тем, чтобы те впоследствии помогли и ему. Иисус, конечно, не одобрил поведение неверного управителя, но Он отметил, что «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Речь по всей вероятности идет о том, что деньги могут быть использованы не только для приобретения материальных благ, но и нематериальных. Например, расположения людей. Сыны мира сего зачастую понимают эту способность денег лучше сынов Царства Божьего.

Рассуждая о приобретении друзей при помощи богатства, Баркли пишет: «Иудеи верили в то, что благотворительность и милосердие к бедным зачтутся человеку на том свете. Действительное богатство, следовательно, заключается не в том, что человек удержал, а что он раздал».

Отдельно стоит отметить, что Господь говорил о «богатстве неправедном». Ричард Фостер считает, что богатство названо здесь неправедным потому, что столь часто сердца людей поддаются его обольщению. Он пишет о демонической духовной силе, которая порабощает сердца людей, уповающих на богатство. В этом причина того, что столь трудно имеющим богатства войти в Царство Божье. Богатству, которое дает чувство защищенности, свободы и уверенности в завтрашнем дне, очень легко занять место Бога в сердце человека и очень трудно вытеснить его с этого места... Сердце же способно по-настоящему служить только одному господину…

Апостол Павел пишет, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть… ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:9-10). Многие проповедники справедливо указывают, что не сами деньги, но любовь к ним – корень всех зол. Однако слова апостола подчеркивают ту же духовную реальность – силы тьмы активно используют деньги, чтобы через любовь к ним контролировать сердца людей, направляя их к разного рода злу. В это искушение впадают не только неверующие, но и некоторые христиане, отступая при этом от веры.

Впрочем, богатство, конечно, имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Существует огромное количество добрых дел, которые можно осуществить, имея деньги. Возможно владеть богатством и при этом истинно служить Богу, поклоняясь только Ему. Можно использовать деньги, но не прилеплять к ним сердца. Библейские патриархи: Авраам, Исаак, Иаков, Иов – яркое тому подтверждение. Одним из результатов действия божественной мудрости в жизни Соломона было его огромное богатство и процветание управляемой им страны. Поэтому я ни в коем случае не хочу сделать вывод, что богатство само по себе плохо и от него надо бежать. Вовсе нет! Более того, некоторые верующие имеют особенное призвание финансировать работу Царства на земле, а для этого они должны заниматься бизнесом, инвестировать. Одним из даров духовных является раздавание (Рим. 12:8) и Сам Господь помогает делать деньги одаренным Им служителям.

Однако всем нам следует всегда бодрствовать, стоять на страже сердца, помня, что существует серьезное искушение богатством и, к великому сожалению, многие искренние верующие поддаются ему. Сердце того же Соломона в конце его жизни уклонилось от Господа. Кто знает, возможно, имя одного из языческих богов, которому начал поклоняться премудрый царь Соломон, было «маммона»…

Как бороться с искушением маммоны? Библия дает нам определенный ответ – Божий рецепт победы – даяние. Когда мы жертвуем деньги, мы наступаем на горло своему сребролюбию и держим в узде силы тьмы, стремящиеся контролировать нас посредством денег. Давайте доброхотно и щедро. Давайте в церковь, давайте нуждающимся, помогайте тем, кто не сможет отплатить вам. Добрый самарянин – прекрасный пример для подражания. Давайте не только деньги, но и вашу помощь, часть урожая с дачи, внимание наконец. Делая это постоянно, вы будете противостоять не только искушению сребролюбия, но и возможно, самого сильного нашего врага – эгоизма. Как сказал один служитель: «давать деньги – это одерживать победу над угнетающими нас силами тьмы».

Еще одна важнейшая истина, приносящая нам свободу в борьбе со сребролюбием – это ясный библейский факт, что Бог является истинным собственником всего. «Моя вся земля», говорит Господь Моисею (Исх. 19:5). «Под всем небом все Мое» - слышит Иов от Вседержителя (41:3). Давид радостно восклицает: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). Хорошо было бы, если бы мы всегда помнили, что все, чем мы владеем на самом деле не наше. Мы лишь распорядители имущества Другого. Если бы мы всегда помнили об этой истине, то многие финансовые и материальные вопросы решались бы по-другому. Многое не было бы потрачено, а многое было бы роздано из того, что мы сохранили для себя…

Вернемся теперь к вопросу о том, как говорят деньги. Если за ними стоит определенная духовная сила, то неудивительно, что они могут говорить. На самом деле, каждый из нас много раз слышал их голос: «Ты не можешь себе этого позволить», «это слишком дорого», «так много отдать нельзя», «такая жертва неуместна», «что останется тебеи твоей семье»… Список можно продолжать почти до бесконечности. Если мы знаем, какая сила стоит за этими голосами, нам легче правильно реагировать на них. Голос веры мы тоже можем слышать. Вера говорит то же, что и Божье Слово. Вера говорит: «исполняй волю Божью и верь в Божье обеспечение», «ты можешь все то, что является Божьей волей для тебя», «давай нуждающемуся», «от желающего занять, не отвращайся»… Мы принимаем решение, чей голос слушать и чью волю исполнять. В действительности достаточно часто деньги принимают решения за нас. Да не будет так! Пусть наши решения будут продиктованы верой. От этих решений и зависит в конечном итоге кому мы служим – Богу или маммоне.

«Ты же, человек Божий, убегай [сребролюбия], а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1 Тим. 6:11-12).

Добавлено с сайта newlifecenter.ru, 16.11.2010

Контакты

Церковь «Святой Троицы» ХВЕ

Телефон: (3513) 57-98-00 
e-mail: hvemiass@gmail.com

Богослужения проводятся каждое воскресение. 
Начало в 10.00 и 14.00

Адрес Дома Молитвы: 
456300 г. Миасс, ул.Лихачева 1а

К покаянию