Веруя, даже до смерти... Пастор Дитрих Бонхёффер

 

8 апреля 1945 года, в первое воскресенье после Пасхи, соседи по тюремной камере попросили пастора Дитриха Бонхеффера провести богослужение. Он читал из 53 главы пророка Исайи: «.. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»... В камеру вошли двое гестаповцев в штатском и приказали пастору следовать за ними. Бонхеффер знал, что его ведут на казнь, но был спокоен. Он сказал своим друзьям: «Это не конец, это начало новой жизни».

Дитрих Бонхеффер еще в юности мечтал научиться верить. То что, Дитрих в 17 лет решил посвятить себя изучению теологии, было большой неожиданностью для его семьи, в которой, хотя и относились уважительно к церковной традиции, но в церковь не ходили. Через четыре года Дитрих защищает диплом в Берлинском университете. Затем, после нескольких лет учебы и служения за границей, он возвращается в Германию и становится пастором, а также преподает систематическую теологию в Берлинском университете. Дитриха более всего волновали не отвлеченные богословские рассуждения, а этические вопросы, которые возникают у верующих людей. Как поступать в случае, если и то и другое решение можно обосновать Писанием? В каких случаях надо смиряться, а когда открыто противостоять злу? Он всегда был честен перед собой и не боялся ставить острые вопросы. А в это время над Германией сгущались тучи фашизма, и его вере предстояло подвергнуться тяжелым испытаниям.

Когда Дитриху Бонхефферу было 27 лет, к власти пришел Гитлер. Он говорил «Немцы! Вы избранный народ, все народы придут и поклонятся вашему величию, а те, кто не придет, познают нашу силу и наше оружие». Немецкий народ принял Гитлера как мессию, «спасителя Германии». Церковь тоже признала его власть. А как же иначе? Не сказано ли в Писании: «… всякая власть от Бога»? Скоро над церквями появились нацистские стяги, а в католических классах рядом с распятием повесили портреты Гитлера. Фюрер не сомневался, что он легко подчинит себе церковь. Ватикан к тому времени был настолько политизирован, что заключить с ним соглашение было проще простого, ну а о германских протестантах Гитлер говорил: «Они предадут кого угодно, лишь бы не лишаться своих убогих приходов и зарплат». Хотя в глазах народа Гитлер старался выглядеть верующим человеком, во время своих выступлений нередко размахивал потрепанной Библией и утверждал, что является истинным католиком, в разговорях со священнослужителями он не скрывал своих планов относительно будущего церкви. «Христианство исчезнет в Германии так же, как это произошло и в России, – заявлял Гитлер. – Германская раса существовала за тысячу лет до Христа, и в будущем мы прекрасно обойдемся без христианства. Церковь не должна мешать нам, иначе она просто останется за бортом истории». Один из крупных нацистских чинов на съезде «Немецких христиан» (объединение христиан, лояльных фюреру) призывал слушателей «..освободиться от Ветхого завета с его еврейской моралью и всеми этими историями про торговцев скотом» Из Нового завета следовало вычистить «негероическую» теологию апостола Павла, страдающего «комплексом неполноценности», а место униженного раба должен был занять непобедимый и гордый герой Иисус. Да и он не должен затмевать образ великого фюрера, который ведет свой народ в «тысячелетнее царство», рай на земле.

Нам сейчас все это кажется диким, но тогда лишь немногие пасторы смогли противостоять идеям нацистов, да и их тут же лишали прихода и всех возможностей для заработка, а если и это не помогало, арестовывали, отправляли в тюрьмы и концлагеря. Эти люди, среди которых был и Дитрих Бонхеффер, основали «Исповедническую церковь», полностью осудив фашизм и тех христиан, которые его поддерживали. Тем, кто пытался сохранить свой приход путем компромисса с властями, Дитрих говорил: «Кто удаляется от исповеднической церкви, тот удаляется от спасения».
В 1935 году Бонхеффер становится директором небольшой семинарии Исповеднической церкви, занимающейся подготовкой пасторов. Его лишили права преподавания, уволили из университета и запретили проповедовать. Когда и это не помогло, нацисты закрыли семинарию. Но за два года движение окрепло, а семинария выпустила больше сотни пасторов, многие из которых позже погибли в концлагерях.

Именно в это время Бонхеффер решил присоединиться к заговорщикам, которые собирались свергнуть Гитлера. Муж его сестры Ганс фон Донаньи, личный помощник рейхсминистра юстиции, тесно связанный с адмиралом Канарисом, "записал" Дитриха в агенты Абвера. Это освободило Бонхёффера от надзора Гестапо и от призыва в армию, а также дало ему возможность выезжать за границу. По легенде, он собирал развединформацию. На деле же – активно способствовал подготовке заговора по свержению Гитлера. Именно в это время был написан его главный, но незаконченный труд "Этика". Он обвинял церковь в пассивности в борьбе со злом: "Церковь виновна в гибели самых немощных и беззащитных... Попытка убрать Гитлера, даже если бы это означало убийство тирана, была бы по сути делом религиозного послушания; новые методы угнетения со стороны нацистов оправдывают новые способы неповиновения... Если мы утверждаем, что мы христиане, нечего рассуждать о целесообразности. Гитлер — это антихрист".

В 1939 году Бонхеффер ненадолго уезжает в Нью-Йорк. В Европе начинается Вторая мировая война. Друзья советуют ему не возвращаться, предлагают работу в теологическом университете, в котором он когда-то стажировался. Но Бонхеффер смотрел в будущее. Он писал своим друзьям: "Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени..."

В 1943 году непокорный пастор был арестован. Тюрьма не сломила его – он беспокоился только о родных и невесте, с которой был помолвлен за два месяца до ареста. Будучи в тюрьме, он не переставал работать. Он просил родных передавать ему книги, много читал и продолжал писать. Окруженный горем и отчаянием он размышлял о том, как принести Евангелие безбожному, «совершеннолетнему» миру, не нуждающемуся в Боге и религии, как отделить христианство от «религиозной шелухи» и сделать его доступным людям. Из многочисленных заметок и писем, написанных им в тюрьме, его друзья впоследствии составили сборник «Сопротивление и покорность», который оказал огромное влияние на протестантскую теологию ХХ века.

Два года провел Бонхеффер в тюрьме. Войска союзников все ближе подходили к Германии, даря надежду ему и другим узникам. Но неудавшееся покушение на Гитлера в 1944 году подтолкнуло судебные механизмы, и в апреле 1945 года поступил приказ уничтожить нескольких активных участников заговора. Среди них был и Бонхеффер.

Через 10 лет после его смерти бывший врач концлагеря Флоссенбург написал: "Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки... я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице... За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу"...

Через двадцать дней Гитлер покончит жизнь самоубийством. Бог не благоволит к тем, кто ставит себя выше Христа и покушается на Его церковь. А Церковь Германии существует и поныне, и среди ее мучеников одно из славных мест занимает пастор Дитрих Бонхеффер – человек, который был верным до смерти.

 

По материалам христианского сайта http://www.4oru.org

 

Контакты

Церковь «Святой Троицы» ХВЕ

Телефон: (3513) 57-98-00 
e-mail: hvemiass@gmail.com

Богослужения проводятся каждое воскресение. 
Начало в 10.00 и 14.00

Адрес Дома Молитвы: 
456300 г. Миасс, ул.Лихачева 1а

К покаянию