Биомедицинские этические вопросы - Аборты

Биомедицинские этические вопросы

Развитие медицины несет в себе большой спектр этических вопросов. Очень часто нарушение этических норм в медицине принято считать этапами развития науки медицины.

 

1. Аборты.

 

Аборт (лат. abortus — выкидыш), прекращение беременности вследствие рождения плода до истечения 28 недель, когда плод человека ещё нежизнеспособен.

 

Искусственный аборт — прерывание беременности, вызванное непосредственно воздействием на плод или на организм беременной.

 

Операция аборт состоит в удалении плодного яйца и выскабливании стенок матки специальным инструментом (акушерской ложечкой или кюреткой) или отсасыванием (вакуум-аспирация) аппаратами, создающими отрицательное давление.

Употребление некоторых лекарственных средств с целью вызвать аборт не только бесцельно, но и вредно (отравление организма женщины).

 

Осложнения аборта. Процент осложнений колеблется от 2 до 30; чаще осложнения возникают после внебольничных абортов. Во время операции могут возникать повреждения шейки или стенки матки, кровотечения; в послеоперационном периоде — воспаление матки и её придатков. Отдаленные последствия аборта — в основном нарушение гормональной и менструальной функций (от 2% до 28%), нередко приводящее к бесплодию (ок. 30% всех причин женского бесплодия); хронические воспалительные процессы внутренних половых органов. У женщин, перенёсших аборт, в родах чаще наблюдается слабость родовой деятельности, асфиксия плода, в 5 раз чаще — кровотечение в послеродовом периоде, в 4 раза чаще — приращение детского места. Учитывая вред, наносимый абортом женщинам, не желающим иметь ребёнка, рекомендуется прибегать к мерам контрацепции.

 

В дореволюционной России аборты были запрещены. После установления Советской власти, принимая во внимание экономическую разруху в стране и материальную необеспеченность населения, 18 ноября 1920 правительство разрешило операцию аборт, в результате чего смертность женщин от аборт снизилась с 4% до 0,28%.

 

27 июня 1936 было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатёж алиментов и некоторые изменения в законодательстве о разводах», разрешавшее производить аборт только по медицинским показаниям. Число абортов в стране в 1937 по сравнению с 1935 снизилось более чем в 3 раза, но в последующие годы количество абортов вновь стало расти в основном за счёт вне больничных абортов (80—90% общего числа).

 

Учитывая возросший культурный уровень населения, сравнительно высокую рождаемость и естественный прирост населения страны, 23 ноября 1955 был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов», позволяющий женщине сознательно решать вопрос о материнстве. В Указе говорится, что снижение числа абортов впредь должно обеспечиваться дальнейшим развитием государственных мер поощрения материнства, воспитательного и разъяснительного характера. В соответствии с Указом аборт может быть произведён обязательно в лечебном учреждении по желанию женщины, если нет противопоказаний со стороны её здоровья. Противопоказаниями к абортам служат гонорея, воспалит, процессы половых органов, нагноительные процессы, срок менее 6 месяцев после предыдущего аборта, беременность более 12 недель. Если продолжение беременности угрожает здоровью женщины или будущего потомства (активные формы туберкулёза, некоторые сердечно сосудистые заболевания, некоторые болезни крови, ряд нервных и психических заболевании) аборт производится и после 12 недель беременности. Аборт считается противоправным и уголовно наказуется, если он осуществляется вне больниц, родильных домов и других стационарных лечебных учреждений (даже врачом) или лицом, не имеющим высшего медицинского образования, или если операция производится при беременности свыше 12 недель, а также в случаях, когда имеются иные противопоказания к искусственному прерыванию беременности. В этих случаях аборт признаётся незаконным независимо от того, какими действиями, направленными на прерывание беременности, он совершен.

 

За незаконный аборт, совершенный врачом, предусматриваются лишение свободы на срок до 1 г. или исправительные работы на тот же срок или лишение права заниматься врачебной деятельностью (УК РСФСР, ст. 116). Более строгое наказание за незаконный аборт установлено, если преступление совершено лицом, не имеющим высшего медицинского образования (лишение свободы на срок до 2 лет или исправит. работы на срок до 1 г.). Повышенное наказание (лишение свободы на срок до 8 лет) назначается в случае производства аборта как врачом, так и лицами, не имеющими медицинского образования, если преступление совершено виновным неоднократно или если аборт повлек за собой смерть потерпевшей или иные тяжкие последствия. Законный аборт предполагает согласие беременной на прерывание беременности. Если же аборт сделан без согласия потерпевшей, содеянное квалифицируется как умышленное тяжкое телесное повреждение. Процент внебольничных абортов в СССР после снятия запрета на аборты снизился с 80 - 84 (1955) до 15,3 (в 1967), а смертность от абортов снизилась более чем в 10 раз. После 2-й мировой войны почти во всех странах стали создаваться государственные организации по сознательному материнству (США, Англия, Канада, ФРГ, Италия и др.). Подобная организация создана и при ООН. Деятельность этих организаций сводится к изысканию эффективных удобных противозачаточных средств и к обучению населения их применению. Однако такие меры в борьбе за снижение числа абортов не могут считаться эффективными без проведения государственных мероприятий по повышению материального и культурного уровня населения и поощрения материнства.

 

Во всей Библии нет предположения, что аборт может быть правом выбора беременных женщин; более того, понятие аборта настолько чуждо библейской перспективе, что оно даже не упоминается.

 

Три разных отношения к эмбрионам.

 

100 % человек

Потенциальный человек

Часть тела матери

Нельзя убивать ребенка, ни при каких обстоятельствах. Жизнь дает Бог и она священна.

Поскольку каждый человек имеет права, то права младенца заканчиваются там, где начинаются права матери. Аборт неизбежен при инцесте, изнасиловании, наркомании, болезни матери.

Зародыш не человек. Мать в праве сама выбирать нужен ей ребенок или нет. Отношение как к раковой опухоли или ненужному органу.

 

Отношение к проблеме медицинского аборта неоднозначно со времен античности до наших дней. В «Клятве» Гиппократа (V в. до н.э.) четко сформулировано: «…Я не вручу никакой женщине абортивного пессария…». Напротив, Аристотель в «Политике» пишет, что если «…должен родится ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде, чем у зародыша появится чувствительность к жизни…». В «Клятве российского врача» и «Этическом кодексе российского врача», принятых на 4-й конференции Ассоциации врачей России в 1994г. отношение к искусственному прерыванию беременности никак не отражено.

 

Среди Отцов Церкви, судя по всему, не было общего мнения относительно того, делать ли различие между убийством сформировавшегося и несформировавшегося плода. Василий Великий писал: «Женщина, намеренно убивающая свой плод, ответственна за его убийство. Любое разделение в состоянии плода не приемлемо среди нас». В отличие от него, Августин принимал это разделение. «Если было исторгнуто не имеющее формы существо, то тогда закон об убийстве не может быть применен, ибо нельзя сказать, что в том теле есть живая душа, ибо оно не имеет чувств. Если оно еще не сформировано, то не может обладать чувствами». Того же мнения придерживался и Фома Аквинский и другие средневековые богословы. С точки зрения католицизма со времен Аквинского «одушевление» происходит на 40-й после зачатия у мужчин и на 80-й день - у женщин.

 

В христианских кругах этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров. Ряд современных богословов и врачей-христиан настаивают на том, чтобы сохранить эту древнюю традицию. По их мнению, эмбрион или плод на ранних этапах беременности не может считаться полноценной личностью, а следовательно, не имеет права на уважение и защиту, вплоть до поздних сроков беременности.

 

Врачи длительное время считали плод живым со времени его первого шевеления, регистрации сердцебиения. Несколько в стороне стоит вопрос жизнеспособности (способности выжить вне организма матери), связанный с формированием легочной системы (не ранее 20 недель от зачатия).

 

Давайте разберемся когда человек становится человеком? Или другими словами что такое человек?

Библия с момента описания сотворения мира указывает нам, что все мы являемся членами одной большой семьи. Библия указывает на то, что мы не только являемся потомками Адама, но мы еще и через рождение перенимаем от Адама греховность.

 

Рим.5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили».

 

Что означает в нем все согрешили? Каким образом это передается нам? Где хранится эта информация? Интересно в этой связи еще одно место писания.

 

Евр.7:9,10 «И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его».

 

Каким образом Левий находился внутри Авраама? Объяснение этому мы найдем если поймем, что последние исследования в области ДНК как нельзя лучше объясняют как эта информация сохраняется в человеке и как она передается из поколения в поколение. В молекулах ДНК заложена информация, управляющая каждым аспектом нашей физической природы, начиная от цвета глаз и заканчивая особенностями функционирования головного мозга, и в том числе склонность к тем или иным заболеваниям. Ученые пытаются расшифровать природу и функцию каждого из почти 100000 генов, разбросанных по 23 парам хромосом в любой из ядерной клетке. Пока удалось расшифровать не более 1% информации, но уже этого достаточно для написания тысяч диссертаций.

 

ДНК это человек в потенции. Из любого ДНК можно создать человека. И поскольку ДНК уже содержит в себе все характеристики и параметры человека, то принято считать, что именно создание ДНК и является тем моментом, который принято считать созданием человека. Это может объяснить Библейскую доктрину о передаче греха от человека к человеку. Этот синдром называют - «24 пара хромосом».

 

Ученые пытались опытным путем, изучаю ДНК людей выявить их родовую принадлежность. В результате исследований было установлено, что человеческое ДНК сильно отличается от ДНК обезьяны и скорее всего они не совместимы и не являются звеньями одной цепи. Второй вывод, что все люди являются потомками одной пары. Это отчасти является доказательством Библейского повествования.

С точки зрения современной биологии и эмбриологии человек как биологический индивидуум формируется сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов.

 

? Попытайтесь решить этическую проблему: как поступить если врачи ставят 100% диагноз, что ребенок больной и есть угроза здоровью матери? Как поступить если ребенок зачат при изнасиловании? Ваша 11-летняя дочь была изнасилована своим дядей и забеременела. Врачи утверждают, что ее умственное, эмоциональное и физическое состояние скорее всего не даст ей выжить после родов. Более того, ребенок, скорее всего, будет рожден с дефектами. Решитесь ли вы на аборт? Да или нет.

 

“С философской точки зрения, все достоинство человеческой личности как индивидуума онтологически присутствует в эмбрионе, начиная с момента его зачатия. Один лишь факт, что проявление этой онтологической и экзистенциальной реальности проходит постепенно в продолжении всей жизни человека, не дает нам права думать, что "после" не присутствует и не вытекает из "теперешнего", между осуществленным "уже" и развитым "еще нет" лежит все время жизненного цикла человека; но нельзя сказать, что между ними есть место для качественного или, лучше сказать, онтологического прыжка. Это как раз сам экзистенциальный акт является источником такого развития и само "Я" личности реально присутствует и действует даже тогда, когда еще нет самоосознания и социального признания”.

 

“Эмбрион является не теоретическим "человеком в потенции", а реальным и актуальным человеком. Как говорил Тертуллиан: "Уже является человеком тот, кто им станет".

Особую роль в этом вопросе играет Библия, и то, что в ней сказано о зачатии и развитии зародыша.

 

Места из Библии, которые подтверждают, что человек является личность за долго до рождения:

Лук.1:41,44 «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа… Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем».

 

Пс.138:13-16 «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Бог знает человека лично даже до рождения и общается.

 

Быт.1:27. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

 

Иер.1:5. «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».

 

Быт.25:22,23 «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».

 

Суд.13:2-7. «В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий".

 

Ис.49:1, 5. «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;… И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя».

 

Гал.1:15 «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью»,

 

В 1960 году родилась наука эмбриология. Ученые доказали, что:

  • Определение пола происходит в первых восьми клетках
  • Сердце ребенка начинает биться раньше, чем мать узнает, что она беременна (3 недели).
  • Импульсы мозг начинает подавать в 8 недель.

 

Жизнь является прерогативой Бога и поэтому человек не властен изменить это.

 

Как поступить верующей сестре, если ее неверующий муж отправляет ее на аборт?

 

 

Ваше отношение к абортам?

Запретить                                          10.48% (278)

Разрешить только                            29.85% (792)
по строгим показаниям

Кажды вправе делать                      58.69% (1557)
что хочет

Мне все равно                                    0.98% (26)      

Всего участников опроса - 2653

 

Выдержка из социальной позиции протестантских церквей России относительно абортов:

«В своей оценке намеренного прерывания беременности (аборта) мы придерживаемся традиционного для христианской Церкви взгляда, приравнивающего аборт к преднамеренному убийству человеческого существа, созданного по Божьему образу и подобию (Быт.1:27, Пс.138:13-16, Иов.31:15).

Широкое распространение и оправдание абортов мы рассматриваем как явный признак моральной деградации современного общества и угрозу будущему человечества. Верность библейскому учению о человеческой жизни с самого момента ее зарождения несовместима с признанием свободы выбора женщины в распоряжении судьбой плода.

Нередко женщины решаются на аборт из-за тяжелых жизненных обстоятельств. Часто делающих воспитание ребенка неполноценным или невозможным. Поэтому мы считаем, что обязанностью церквей и государства является социальная помощь матери и ребенку. Ответственность за убийство нерожденного ребенка несет не только мать, но и отец в случае его согласия на совершение аборта. То же касается и врача, делающего аборт» (стр.27).

 

Контакты

Церковь «Святой Троицы» ХВЕ

Телефон: (3513) 57-98-00 
e-mail: hvemiass@gmail.com

Богослужения проводятся каждое воскресение. 
Начало в 10.00 и 14.00

Адрес Дома Молитвы: 
456300 г. Миасс, ул.Лихачева 1а

К покаянию