Биомедицинские этические вопросы - Эвтаназия

Легализация аборта вызывает, как следствие, желание легализовать активную эвтаназию для крайне тяжелых больных и престарелых.

За современной тенденцией к легализации эвтаназии стоит стремление сохранить за собой право на выбор и автономию, научиться контролировать смерть.

Эвтаназия – означает счастливая или радостная смерть.

Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов eu- «хорошо», и thanatos – «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли и страданий.

Другое толкование этого термина относится к ХХ веку, к практике нацистской Германии.

В 60-е годы ХХ столетия проблема эвтаназии вновь была поднята перед обществом уже в совершенно ином аспекте. Заметим, что сам термин "эвтаназия" отличается крайней противоречивостью, что затрудняет однозначное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме.

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют "метод отложенного шприца") выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти - что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране.

Пассивная эвтаназия практикуется почти во всех странах. Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале (1998. - С. 357-360), 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти.

А основным предметом дискуссии стала эвтаназия активная, и теперь даже обычно, когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду именно эту ее разновидность. Под активной эвтаназией (или как ее еще называют "метод наполненного шприца") понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

 

Существует две категории эвтаназии:

1.Взрослая эвтаназия.

2.Инфантицид. Детская эвтаназия.

 

Эвтаназию классифицируют так:

1.Активная. Помочь человеку умереть. Вводятся специальные лекарства и человек умирает.

 

2.Пассивная. Позволить человеку самостоятельно умереть.

А) естественная. Человек не поддерживается искусственными средствами: кислородная подушка, аппарат искусственного дыхания и т.д.

Б) неестественная. Лишение человека пищи, питья и воздуха.

 

Социальные факторы, подталкивающие к эвтаназии.

Во-первых, в настоящее время происходит процесс развала традиционных понятий о семье и рост средней продолжительности жизни. Это означает, что в современном обществе увеличивается число пожилых людей, многие из которых живут одни, без поддержки родственников и детей. Как поступать при виде насущных проблем социальной изоляции и отчуждения? Некоторые государственные деятели пророчат ужасное будущее, в котором большое число никому не нужных престарелых людей смогут жить только благодаря достижениям медицины, влача бессмысленное и постепенно угасающее существование. Разве легализация эвтаназии и врачебно-опосредованного самоубийства не поможет нам решить грядущую проблему? Говоря о тех, кто продолжал существовать на этом свете только благодаря достижениям медицины, один доктор сказал следующее: «Продлевавшие себе жизнь неестественным образом должны быть готовы принять неестественную смерть».

 

Во-вторых, общество все глубже и глубже залезает в карман и без того почти пустого бюджета здравоохранения. Все развитые страны стали свидетелями стремительного взлета расходов на здравоохранение, которые давно ужевышли из-под контроля. Каждое новое медицинское открытие в результате порождает новые дорогостоящие виды лечения. Сможет ли государство найти способ залатать дыры в пустеющем бюджете? Нужно признать факт, что высококачественное комплексное лечение терминальных или хронических больных стоит огромных денег, тогда как эвтаназия будет обходиться государству в копейки.

 

В-третьих, наблюдается рост эпидемии болезни Альцгеймера во всем мире. Исследования, проведенные в 1990 году Обществом по борьбе с болезнью Альцгеймера, показали, что полмиллиона людей страдают этой болезнью только в Англии. К 2030 году эта цифра возрастет до 750000 человек. Среди таких больных 16% находится в возрастной категории от семидесяти пяти до восьмидесяти пяти лет, больные старше восьмидесяти пяти лет составляют 47%. Подобная тенденция наблюдается и в среде других болезней приводящих к терминальному образу существования, например, заболевания раком. Поиск соответствующей формы ухода за ними остается одной из главных нерешенных медицинских задач. Как считается, эвтаназия поможет людям выйти из этой ситуации.

 

В-четвертых, наблюдается крайняя нехватка органов для трансплантации. Развитие трансплантологии открывает перед нами все больше и больше возможностей для лечения многих заболеваний. В то же самое время, к большому сожалению врачей и самих пациентов, количество органов, в основном получаемых от жертв несчастных случаев, постепенно снижается. Большинство естественных смертей, как правило, затягиваются во времени, и после смерти органы таких пациентов становятся уже не пригодными для пересадки. А смерть от инъекции соответствующего препарата открывает перед врачами почти неограниченные возможности получать в нужном количестве ценные органы. Сколько добра мы могли бы принести другим людям.

В настоящее время в обществе имеется две противоположных подхода к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники каждого подхода приводят свои аргументы в пользу эвтаназии.

Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допустимой по нескольким соображениям:

·Медицинским - смерть, как последнее средство прекратить страдания больного.

·Заботы больного о близких - «не хочу их обременять собой».

·Эгоистическим мотивам больного - «хочу умереть достойно».

·Биологическим – необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции.

·Принцип целесообразности – прекращение длительных и безрезультатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных больных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступивших с меньшим объемом поражений.

·Экономические – лечение и поддержание жизни ряда неизлечимых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств.

Последние три принципа уже широко использовались в фашистской Германии: государственная политика уничтожения «неполноценных», умерщвление тяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов в конце войны.

 

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам.

С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства.

Набор для эвтаназии может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию.

По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике в 40 процентах случаев эвтаназию проводят на дому у пациента.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон.

В России эвтаназия людей запрещена законодательно.

 

Вегетативное состояние – это когда человек не воспринимает окружающий мир, но целостность центральной нервной системы позволяет ему жить сколько угодно долго.

Что делать с такими людьми? Пользу обществу он принести не может, человеком его назвать можно с трудом.

 

Отрывок из письма в Интернете.

«Эвтаназия. За или против?

Когда-то, когда от рака легких мучительно умирал мой тесть, я был ярым противником «легкой смерти». Я считал, что человек должен принять смерть без посторонней помощи, дабы у окружающих не оставалось угрызений совести за то, что они что-то не сделали, чтобы спасти близкого им человека.

Жизнь преподнесла мне другой урок и, думаю, я имею право говорить на эту тему.

У меня есть сын с неизлечимым поражением головного мозга. Все разговоры и утешения о том, что еще что-то можно исправить, бесполезны - его мозг уже ничем не восстановить. Не хочу останавливаться на том, что стало причиной его состояния - независимая медицинская экспертиза обнаружила громадное количество нарушений ведения беременной и новорожденного, которые могли стать катализатором развития энцефалопатии и привели к поражению у ребенка центральной нервной системы. Это выглядит так: ребенок не воспринимает окружающий мир, у него постоянные судороги, он испытывает постоянную боль, спит под воздействием громадных доз седативного. Сколько он так проживет? Не знаю. Семья живет только в промежутках между дозами седативного препарата. Когда мы даем седативное, мы все равно ощущаем себя убийцами, убийцами, которые медленно расшатывают организм сына, выводят из строя работу легких, сердца, пищеварения. Мы используем для него самый жестокий способ умирания - при запорах делаем клизмы, в то время, когда он не мог есть - кормили его через зонд.

Нашего ребенка выбросили из лечебного учреждения (НИИ ДИ, Санкт-Петербург), где он стал, по заявлению заведующего реанимацией Кованова К.Б., «физиологической культей», он объяснил нам, что персонал за ним ухаживать не станет, врачи по несколько раз в сутки убеждали сдать его в интернат. Кстати, почему там такие дети долго не живут? Эвтаназия? В реанимации мы чуть ли не на коленях упрашивали врачей ввести ему ГОМК, когда его всего корежило от судорог и, где ему неделями не переустанавливали катетер. Ножки сына краснели и распухали от отторжения катетера. Заразили сепсисом. В реанимации (!) ему сломали бедро левой ноги. А в наших интернатах работают другие врачи? Так о какой гуманности может идти речь, после того, как родственники отказываются от родных, оставляя его с безликим персоналом, неужели такое отношение общество считает более гуманным, чем эвтаназия?»

 

Существует принцип, что жизнь сама по себе представляет ценность. Эта ценность не зависит от физического или умственного здоровья человека. Она основывается на принципе, что Бог является единственным Творцом жизни и имеет власть над жизнью и смертью.

Сегодня быстро меняется отношение россиян к эвтаназии.

Ваше отношение к эвтаназии?

 

Полностью за                            18.84%

За, сли нет                                   60.59%
другого выбора

Категорически против               18.96%

Мне все равно                             1.69%

Всего участников опроса - 807

 

Кто будет решать, когда случай подпадает под эвтаназию, а когда нет?

К какому разряду отнести некормление младенцев?

 

Социальная позиция протестантскихцерквей России о эвтаназии:

Мы как христиане осознаем, что время нашей кончины находится в руках Господа. Поэтому продление жизни отдельных органов тела при наступлении клинической смерти далеко не всегда оправдано и, на наш взгляд, не является непременной обязанностью медицинского сообщества. Смерть является естественной, хотя и печальным моментом нашей нынешней жизни.

Мы не одобряем сокрытия от пациента информации о его тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного спокойствия. По сути, это лишает умирающего возможности осознания своих отношений с Господом и скорой встречи с Ним, возможности переосмыслить свой жизненный путь, а также омрачает недоверием его отношения с близким и врачами.

В последнее время в обществе усиливается дискуссия об оправданности легализации намеренного умерщвления безнадежно больных (эвтаназия), в том числе и по желанию.

Мы считаем, что человеческая жизнь является священным даром Господа, и только Он один имеет право распоряжаться ею. Из этого следует, что эвтаназия является формой убийства или самоубийства, то есть тяжким грехом перед Богом. Вместо того чтобы относиться с уважением к человеческой жизни, сторонники эвтаназии зачастую ставят ударение на социальные преимущества от элиминации «непродуктивных» сограждан до избежания «ненужных медицинских затрат». Будучи уверенными в том, что сверхъестественное исцеление возможно в любое время, мы считаем, что за неизлечимо больных необходимо молиться, а также делать все, что в наших силах, чтобы облегчить их физические страдания» ( стр.31,32)

Контакты

Церковь «Святой Троицы» ХВЕ

Телефон: (3513) 57-98-00 
e-mail: hvemiass@gmail.com

Богослужения проводятся каждое воскресение. 
Начало в 10.00 и 14.00

Адрес Дома Молитвы: 
456300 г. Миасс, ул.Лихачева 1а

К покаянию